Е.Г. Осовский, Е.В. Кирдяшова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО (18811962) Имя В.В. Зеньковского известного русского философа, педагога, психолога, общественного и религиозного деятеля России и Российского Зарубежья, человека и мыслителя, волею судьбы оказавшегося за пределами родной страны, возвращается в культурно-образовательное пространство современной России. Выдающийся деятель русского философско-религиозного ренессанса конца XIX начала XX вв. Зеньковский прошел тяжкий путь жизненных испытаний, философских, религиозных и педагогических исканий, оставив богатейшее наследие. В традиционной марксистской критике его идеи рассматривались как "религиозно-мистические", фальсифицирующие философскую мысль России, а сам мыслитель расценивался как "идейный противник марксизма-ленинизма". В истории педагогической мысли советского периода анализу его идей вообще не оказалось места. Лишь только сейчас нам открывается целый пласт невостребованного и оригинального научного наследия. Человек драматической судьбы, скиталец и изгнанник, навсегда обращенный к России, к ее культуре, истории, религии. Зеньковский и в самой жизни и в своих философско-религиозных и педагогических воззрениях прошел непростой путь эволюции. Василий Васильевич Зеньковский родился 4 июля 1881 года в г. Проскурове (ныне Хмельницкий на Украине) в семье педагогов, происходивших из среды дворянства и священнослужителей. Еще в юношеские годы он пережил духовный кризис. Будучи по семейному воспитанию религиозным мальчиком, в Киевской гимназии он увлекся Белинским и Писаревым и отошел от религии. Поиски и сомнения приводят юношу в мир философии и психологии. Писаревская "всепоглощающая вера в естественные науки" побудила юношу избрать в 1900 году естественный факультет Киевского университета, профессию врача. Но уже в университетские годы в нем зреет разочарование в писаревском натурализме. 1903 год Зеньковский считал для себя переломным. Увлечение русской литературой, особенно Гоголем и Достоевским, изучение Канта и философов-неокантианцев, и, особенно, воздействие творчества Вл. Соловьева и Л.М. Лопатина и чтение "Апологетики" Т.Я. Светлова возвращают его в лоно религии. В 1904 году Зеньковский перешел на филологический факультет. Здесь под влиянием лекций проф. Г.И. Челпанова проявился интерес к проблемам психологии. Под его руководством студент выполнил серьезное исследование "Современное состояние психофизической проблемы". По окончании университета он был оставлен на кафедре профессорским стипендиатом, читал курсы философии и психологии детства. В годы между двумя революциями началось активное становление Зеньковского как ученого и педагога, как общественного деятеля. В 1912 году он избирается доцентом Киевского университета, и преподавателем Киевского Фребелевского педагогического института, а через три года его директором; работает "на вечерних женских курсах А.В. Жекулиной, в мужской гимназии М.А. Стельмашенко, в женских гимназиях Е.А. Крюгер и М.Ф.Стельмашенко"1. Круг читанных им предметов чрезвычайно широк общая психология, экспериментальная психология, педагогическая психология и психология детства, социальная психология, логика, введение в философию, этика, история религии. По воспоминаниям его ученика известного философа В.Ф. Асмуса, Зеньковский "читал страстно и увлеченно", интегрируя философию, логику и психологию. В этот период началась общественная деятельность Зеньковского. Он возглавил Киевское Фребелевское общество, объединив вокруг себя большую группу энтузиастов дошкольного дела. Защитив в 1915г. диссертацию, Зеньковский стал профессором кафедры философии Киевского университета. Он сближается с С.Н. Булгаковым, входит в круг организаторов Киевского Религиозно-Философского Общества, некоторое время является его председателем. В духовном мире ученого место Белинского и Писарева надолго занимают Вл. Соловьев и Л.М. Лопатин. Как писал профессор С. Верховской, он "...прошел через влияние соловьевской школы. Он освобождался от него с каждым годом, но никогда открыто не порвал с ним"2 . Во Вл. Соловьеве (мыслителя) привлекало стремление осуществить синтез философской и богословской мысли, западной и восточной культурной традиции, рационального и мистического типов философствования, заложенная им традиция русской метафизики всеединства. Будущее человечества он, как и Вл. Соловьев, связывал с синтезом религии, науки, философии и искусства. Широк был и круг исследовавшихся им в этот период проблем. Он рассматривал проблемы психологии в тесной связи с педагогикой, отстаивал концепцию целостности личности в единстве интеллектуализма и эмоционализма, рационализма и иррационализма человеческой души, единства воспитания и образования (при примате первого), обращения к "глубинной" психологии личности. Большая работа была посвящена им принципу индивидуальности, который Зеньковский рассматривал как коренной принцип воспитания и образования, отстаивая, однако, примирение "правды индивидуализма" с "правдой универсализма". Как педагога и психолога Зеньковского в этот период привлекали идеи целостного исследования детства, "детской души", которую он рассматривал в контексте своей концепции эмоциональности. Вслед за своим учителем Г.И. Челпановым он выступал против идей "психофизического параллелизма" Вундта, Эббинггауза и др., отстаивая "теорию взаимодействия души и тела", был противником экспериментальной психологии и педагогики, теории ассоциации идей А.П. Нечаева, игнорирующих общую теорию души. Его критике подверглись бихевиоризм, гербартианский интеллектуализм и секуляризм. В эти годы Зеньковский заявил о себе как один из основоположников социальной педагогики в России, основанной на русской социологии и социальной практике, на идеях П. Наторпа, Д. Дьюи, Д. Болдуина, Г. Кершенштейнера и др. Под его руководством было проведено одно из значительных социально-педагогических и психологических исследований о влиянии войны на детскую психику ("Дети и война", 1915), ставившее целью "до конца взглянуть в жуткую бездну детского горя"3, чтобы найти силы и пути сохранения детей от физической и социальной гибели. Социально-педагогические воззрения этого периода наиболее полно отражены в написанной в книге "Социальное воспитание, его задачи и пути" (19171918) Февральская революция вызвала большой духовный подъем, веру в идеалы демократии и свободы. "Социальное воспитание должно стать могучим фактором прогресса, если только мы отрешимся в своем педагогическом воздействии на детей от того крайне индивидуалистического жизнепонимания, которое является господствующим в настоящее время. Человек никогда не может быть понят вне его социальных связей, вне социальной среды, но педагогической воздействие не может быть удачным, если оно трактует ребенка как замкнутую индивидуальность"4. В нем должны быть развиты потребности в гражданской самодеятельности, солидарности, политической активности. Он дает глубокий анализ воздействия различных факторов социальной среды на личность. Ведущим фактором социализации личности Зеньковский считает семью, затем дошкольные учреждения и школу. Если школа для ребенка является "первой социальной средой" после семьи, то ей надлежит удовлетворить общие социальные интересы детей, создать условия для "вне педагогического социального общения"5. Сюда относится и самоуправление, и трудовая организация школы, и формы внешкольной жизни (библиотеки, праздники, музеи, экскурсии, школьные журналы), и деятельность внешкольных объединений (детские клубы, летние площадки и трудовые колонии). Их роль ученый оценивает с точки зрения развития идеалов солидарности и сотрудничества. При этом он предостерегает от перенесения в школу политических форм, проникновения "элементов партийности". "Плохую услугу оказывает детям тот педагог, который натолкнет их еще формирующийся только ум на вопросы партийных разногласий"6. Зеньковский предстает как социальный педагог и психолог, ориентирующийся на гуманистические, общечеловеческие ценности и отношения, выступающий против школьного насилия и формализма, узкого национализма, классового подхода и партийности в образовании. Его подход проникнут оптимизмом и верой в будущее России, провидческой тревогой за судьбы поколения, в которое проникает "яд антисоциальности"7. Несмотря на увлечение философско-религиозными исканиями, Зеньковский в этот период оставался в педагогике на позициях светскости, рассматривая религию в общем ряду человеческих ценностей. Так, среди факторов социализации, выделенных им, не значится религия, хотя религиозная жизнь ребенка рассматривается как неотъемлемая ценность человеческой жизни и образования, которая осваивается ребенком наряду с языком, традициями и обычаями, памятниками литературы и основами науки. Революционные события в России и на Украине обозначили резкую грань в личной жизни и научной биографии Зеньковского. Он оказался вовлеченным в политику и в течение пяти месяцев 1918г. занимал пост министра культуры и вероисповеданий в правительстве гетмана Скоропадского. А затем вынужденная эмиграция. С 1923г., после недолгого пребывания в Белграде, где Зеньковский был профессором Белградского университета, он в Праге. Начинается очень насыщенный и плодотворный для него пражский период. Зеньковский возглавляет общественно-педагогическое движение российской эмиграции. Его избирают председателем Педагогического Бюро по делам низшей и средней русской школы за рубежом. Благодаря его активной деятельности решались проблемы финансирования и организации школьного дела в различных странах Европы, подготовки учительства, защиты детей-эмигрантов, учебно-методической работы. По инициативе Зеньковского и его коллег проводились съезды деятелей русской школы за рубежом, велась активная издательская деятельность: создавалась педагогическая журналистика, в частности, журнал "Русская школа за рубежом". Он активно выступал по проблемам образования в прессе, на съездах, совещаниях, семинарах. Зеньковский вел преподавательскую деятельность, вместе с группой ученых-эмигрантов он стал основателем Русского высшего педагогического института им. Я.А. Коменского, возглавил кафедру экспериментальной и дет скоп психологии. Для студентов им был издан курс общей психологии, а также создававшаяся долгие годы книга "Психология детства" (Лейпциг, 1924). Под руководством профессора Зеньковского было проведено социально психологическое исследование "Дети эмиграции", которое осуществлялось силами слушателей Русского педагогического института и учителями русских школ и гимназий. Анализу подверглось 2400 детских сочинений-воспоминаний о России. Зеньковский считал этот метод щадящим, чтобы избежать "прямого прикосновения" к незаживающим детским ранам и в то же время сохранить непосредственность детских воспоминаний. Он с большой горечью констатирует, что детская душа, вырванная политическими бурями из родной почвы глубоко потрясена тремя событиями: революцией, вызвавшей крах идеалов и привязанностей, гражданской войной, когда они стали свидетелями репрессий, и эмиграцией, оторвавшей их от родины и семьи. Исследование получило широкий резонанс в западном мире, В этих документах Зеньковский видел материал для педагога и психолога, социолога и историка. Трагический опыт детей эмиграции, который стал личным переживанием мыслителя-гуманиста, заставляет Зеньковского по-новому взглянуть на факторы социализации и воспитания детей эмиграции. В педагогических кругах ставится вопрос о религиозном воспитании, об их религиозной духовной жизни. В этом он начинает видеть единственный путь спасения и расцвета духовной жизни. "От цинизма, аморализма, меланхолии и пессимизма мы можем спасти детские души лишь живой и глубокой религиозностью"8, писал он. Эта тема все громче звучит в нравственно-религиозных педагогических исканиях ученого и богослова. Русская школа за рубежом, сохраняя традицию, включила в учебные планы Закон Божий, однако, по убеждению Зеньковского, этого недостаточно. Как социальный психолог и педагог он полагает, что для религиозного воспитания молодежи эмиграции необходимо создание соответствующей педагогической среды, в которой религия обретала статус мощного фактора духовного возрождения личности. Он разочаровывается в воспитательных возможностях эмигрантской школы, стремится повысить религиозно педагогический потенциал семьи (об этом его статья "О религиозном воспитании в семье"). Большое значение придается им факторам внешкольного религиозного образования и воспитания, приходской жизни детей, способным, как ему казалось, компенсировать трудности воспитания в семьях эмиграции и сиротство. Он писал: "Для религиозного воспитания необходима духовно здоровая семья, необходима школа, проникнутая религиозностью, но еще более необходима духовно культурная атмосфера"9 . Реализацию этой идеи Зеньковский видел, в частности, в созданном им в 1923г. Русском студенческом христианском движении (РСХД). Не принимая в целом фрейдизма, ученый счел весьма важной постановку проблем детской сексуальности и полового воспитания. Он выступил с книгой "Беседы с юношеством по вопросам пола" (Париж, 1926). Значительными работами этого периода являются опубликованная в 1924г. в журнале "Русская школа за рубежом" статья "Педагогика и психология" и изданная в Лейпциге "Психология детства". В.В. Зеньковский дал свое видение статуса новой отрасли науки педагогической психологии, подчеркнув, что она входит в систему педагогических наук, и само выдвижение идеи педагогической психологии не было ошибкой. В рамках ее В.В. Зеньковский рассматривает педагогическое взаимодействие как частный вид, некую особую и специфическую форму того общего процесса взаимодействия, из которого слагается вся социальная жизнь. Педагогическая психология призвана раскрыть все своеобразие школьной жизни, взаимоотношения в ней детей и руководителей, статическую и динамическую сторону школьных отношений. Самым длительным оказалось пребывание Зеньковского во Франции, которая стала его второй родиной. В Париж он переселился в 1926 году, однако с Прагой не порывал до конца 30х гг., продолжая участвовать в работе Педагогического бюро, съездов и конференций, деятельности созданного в 1934 году при его участии журнала "Русская школа". Во Франции ученый принял активное участие в основании Парижского православного богословского института им. Сергия Радонежского, в котором он возглавил кафедру философии. Кроме того им были открыты Высшие женские богословские курсы. При институте В.В. Зеньковским был создан Религиозно Педагогический Кабинет, основан "Религиозно-педагогический бюллетень", редактором которого был он сам. Зеньковский принадлежал к Западно-Европейской многонациональной церкви одной из трех ветвей русского православия в зарубежье. Именно эта ветвь внесла наиболее известный вклад в развитие образования и педагогики. В ее юрисдикции находилось Русское Студенческое Христианское Движение, Богословский институт и его Религиозно Педагогический Кабинет, Религиозно-философская академия. Помимо В.В. Зеньковского с ней были связаны Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.П .Вышеславцев, С.Л. Франк и др. В.В. Зеньковский был одним из интеллектуальных вождей евразийства. Его обращение к идеологии евразийства было связано с разочарованием в духовных началах западной цивилизации. Это он ярко выразил в книгах "Русские мыслители и Европа" (1926), "Православие и культура", в цикле лекций "Идея православной культуры и евразийство". Евразийство означало поворот части эмиграции лицом к России, к народу, православию, но не к большевизму. Однако это не было отрицанием западной культуры. Ученый глубоко переживал разрыв между религией и культурой. Конечно, особый интерес к этой теме характерен почти для всех представителей русской религиозной мысли, начиная от ранних славянофилов, но Зеньковский буквально жил идеей православной культуры, идеей преображения и оцерковления жизни. Отдавая себя работе студенческого христианского движения и как его председатель, и как его духовник, Зеньковский стремился к тому, чтобы в среде этого движения создавались кадры новой русской интеллигенции, преодолевшей идеи культурной автономии и секуляризма своих предшественников и органически воспринявшей цельное православно христианское мировоззрение. Одной из главных у Зеньковского в этот период является идея оцерковления жизни, соединения православия и культуры. К началу 30х гг. завершился поворот Зеньковского к построению целостной религиозно-педагогической парадигмы воспитания, основанной на христианской антропологии и пересмотре основных понятий педагогической системы в свете Православия, создание православной педагогики, религиозного воспитания. "Я давно пришел к убеждению, что слабость и растерянность современной педагогической мысли связаны с ее подчиненностью принципам натурализма, тогда как надлежащее свое осмысление педагогическое творчество может найти лишь на почве религии, в частности, в системе христианской антропологии"10. Хотя вопросы религиозного воспитания и образования всегда были в центре внимания В.В. Зеньковского, с конца 20х годов можно говорить о принципиальном повороте к религиозному обоснованию проблем педагогики. В работах этого периода он стремится "построить основные понятия педагогической системы в свете Православия"11 . Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которых сочетаются религиозно нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. Наряду с этим Зеньковский считал, что антимиросозерцательная педагогика выражение секуляризма и атеизма. "...Нельзя вести детей, если впереди нет действительной правды, если впереди нет Царства Божия..."12. Цель педагогики раскрытие образа Божия в детях путем подготовки их к настоящей и будущей жизни. Считал, что в отличие от других парадигм православная педагогика как мировоззренческая строится на ненасилии и христианском понимании свободы. Зеньковским фактически было создано направление русской религиозной педагогики в зарубежье (Л.А. Зандер, И.А. Лаговской, о. С. Четвериков и др.), признававшее, что тайна духовного роста и педагогического процесса в действии над натуральных сил добра и зла, а не сил физических и психических, а целью школы определявшее помощь детям в их духовном росте и в том, что они не в состоянии сделать сами. Он признает, что религиозное обоснование чуждо многим современным, в том числе, и религиозным педагогам. Для него одинаково неприемлемы и позиции К.Н. Вентцеля, отказывающего в ее праве определять пути воспитания, в том числе и религиозного, и концепции педагогического идеализма (С.И. Гессен и др.), утверждавшей духовное развитие личности вне религиозного смысла морали и ставившей рядоположенно религиозные и другие ценности и виды воспитания. Критикуя "миросозерцательные искания" педагогики, от поиска "новой породы людей" И.И. Бецкого, педагогического утопизма Л.Н. Толстого до советской педагогики, также проникнутой утопизмом, В.В. Зеньковский не признает мировоззренческими установки религиозного воспитания, считает их общечеловеческими. Принцип свободы, который защищает все направления гуманистической педагогики, не противоречит, по его убеждению Зеньковского, религиозному обоснованию педагогики. В.В. Зеньковский отстаивал идею усиления связей религии с искусством, философией, литературой, наукой, отвергая при этом, с одной стороны, сциентизм, материализм, с другой, обскурантизм и фундаментализм. Он был открыт идеям экуменизма. В 1939 году, за день до объявления войны, французские власти арестовали В.В. Зеньковского и отправили в центральную тюрьму в Париже. Годичное пребывание в заключении стало переломным в духовной жизни мыслителя. Это предопределило решение о принятии священнического сана. В марте 1942 года он был рукоположен митрополитом Евлогием. В военный и послевоенный период В.В. Зеньковский все более отдается пастырской деятельности в домовой церкви РСХД (Парижской Введенской церкви), углубляется в занятия богословием (в этот период им написаны "Принципы православной антропологии", "Апологетика" и др.). Свое духовное состояние и разочарование, отношение к вопросам культуры, просвещения, науки, политики Зеньковский наиболее полно выразил в этюде "Наша эпоха", который посвящен противоречиям послевоенного развития мира. Слабость современной педагогики В.В. Зеньковский видит в ее отрыве от целостного восприятия человека и мира. Однако он был далек от идеологии ортодоксально-религиозного направления, утверждавшего теологию как руководящее начало педагогики, а Евангелие ее этическим кодексом. Для Зеньковского у педагогики три основания антропология, философия, религия. Для него педагогика боговдохновенное искусство. Но его педагогическая концепция, основанная на православной антропологии, на глубоком понимании психологии и социологии детства, отрицала ортодоксальный клерикализм. В.В. Зеньковский не отрицает, что секуляризация в целом и зарождение светских начал в педагогике имели положительное значение. Их открытия в социологии и психологии личности, в осмыслении педагогических закономерностей не могут быть отброшены. Более того, он писал: "Русский руссоизм еще не дождался своего исследователя, а между тем он образует одно из значительных течений в развитии русской мысли"13 . В.В. Зеньковский как историк педагогики неотделим от его роли историка философии. Более того, только сквозь призму его историко-философских воззрений могут быть поняты его историко-педагогические взгляды. Перейдя от естественных наук к философии, психологии и педагогике, он посвятил себя созданию христианской науки христианской антропологии, очень мало развитой до него. Во взглядах и построениях Зеньковского особенно надо подчеркнуть его глубокое убеждение в свободе человека. "Если человек зависит от природы, то все же бесспорным является в нем акт свободы"14. Разойдясь с неоплатоническим аспектом построений Вл. Соловьева и отвергнув присущие ему пантеистические элементы, В.В. Зеньковский основывает свою метафизику на учении о тварности бытия, не отвергая при этом возможности свободной эволюции земли. Он говорит, что цельность человека восстанавливается в силу внутреннего закона, который по учению Господа должен нести каждый человек, и который "обеспечивает несравнимость и своеобразие каждой личности". Ученый пишет: "Отсюда понятна центральность в человеке его моральной жизни... Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло "найти себя" и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие социальных и духовных влияний"15. Отстаивая самобытность и оригинальность русской философии, В.В. Зеньковский подчеркивает антропоцентризм философских исканий, в центре которых человек, его судьба и пути, отмечая, что в своей значительной части русская философия не теоцентрична. Иначе говоря, ему видится большой общечеловеческий потенциал философии, а вместе с ней и русской педагогики. В истории педагогики для ученого важно проследить связи русской педагогической мысли и религиозно-философских идей. Разумеется, стремясь к объективности изложения и анализа, В.В. Зеньковский смотрел на историю педагогики сквозь призму своего глубоко религиозно-философского мировоззрения. В русской педагогике ХХ в. он выделяет три направления: педагогического натурализма, педагогического идеализма и религиозно педагогическое течение. Первое, ведущее свое начало от Ж.Ж. Руссо, будучи проникнуто верой в природу ребенка и возможность рационализации педагогического дела, строит свое учение о развитии личности и воспитания независимо от религиозных идей, хотя и допускает необходимость христианского вероучения. К научному направлению этого учения он относит П.Ф. Лесгафта, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского и др., к романтическому Л.Н. Толстого, И.И. ГорбуноваПосадова и других сторонников "свободного воспитания". В отрыве от христианской антропологии он видит слабость педагогического натурализма. Видным представителем педагогического идеализма или трансцендентализма В.В. Зеньковский считал С.И. Гессена, к которому относился дружески, и посвятил ряд статей и некролог. Ему принадлежит и первый обзор истории русской православной педагогики XX в. Одним из первых В.В. Зеньковский дал очерк русской истории педагогики ХХ в., соединив в нем Россию, Российское Зарубежье и советский период. Ему принадлежат очерки о педагогах России от Пирогова и Ушинского до Шацкого и Макаренко. Анализируя советскую педагогику, ученый отметил ее философскую противоречивость, утопизм и прагматизм, моноидеологизм, превращающий ее в разновидность "религиозной" ортодоксии. При стремлении к объективности философского анализа различных педагогических систем он не смог избежать религиозного видения историкопедагогических проблем. Среди широкого круга проблем В.В. Зеньковский выделял проблему национального воспитания. В наследии педагога выстраивается целостное понимание им целей, форм, задач национального воспитания, идея которого является интегративной, глубоко пронизывающей все его творчество. Ученый был активным участником работы съездов, совещаний, конференций, посвященных вопросам национального воспитания и образования в условиях эмиграции. Перу Зеньковского принадлежит множество работ, тем или иным образом затрагивающих вопросы национального воспитания, был опубликован цикл статей "О национальном воспитании". Педагог видел сложность, многогранность данной проблемы, не один раз подчеркивал, что денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка, что "...отход от России, потеря "русскости" могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по русски"16. Оберегает Зеньковский национальное воспитание и от сентиментального поклонения России и ее культуре, т.е. развития национального романтизма, основной задачей национального воспитания он считает посвящение всех сил служению Родине и подготовку к этому служению. Вместе с тем ученый признает и значение "национального эроса", т.е. энтузиазма и воодушевления, которые в своем источнике восходят к чистой любви к Родине. Как социальный психолог Зеньковский исследует сущность национального чувства, при этом утверждая, что "...национальное чувство, достигшее своего подлинного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной жизни в нас"17. Но он предостерегает от неверных путей пробуждения национальных чувств, например, через развитие презрения к другим народам, т.к. тогда огонь национального чувства будет направлен не в то русло и даст больше разрушительного, чем творческого действия и в этом случае национальное чувство может легко перейти в шовинизм. В.В. Зеньковский против использования национальных чувств и в политических целях, национального экстремизма. Он утверждает, что национальное воспитание должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а через просветление и углубление его связи со всей духовной жизнью. Здесь ученый ставит еще несколько проблем: уяснение религиозного смысла чувства Родины; потребность жертвенного служения ей. А жертвенность свой внутренний смысл и настоящие свои корни получает лишь в религиозной жизни. В.В. Зеньковский был крупнейшим деятелем общественно педагогического движения Российского Зарубежья, оставил заметный след в истории педагогической мысли. И ныне многие его идеи звучат как напутствие в столь сложное время, помогая осмысливать волнующие нас проблемы воспитания и образования. Примечания 1. Зеньковский В.В. 1912, Киев. Магистрат по кафедре философии. Перечень работ, автобиография. ЦГИА СССР. Ф. 733 0.155. Д.375.Л.87. 2. Верховской С. Отец Василий Зеньковский // Новый журнал. НьюЙорк, 1962.N 7.С.275. 3. Дета и война. Сб. ст. Киев, 1915. С.4. 4. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М,: 1918.С.20. 5. Там же. С. 79. 6. Там же. С. 8081. 7. Детская душа в наши дни // Дети эмиграции. Прага, 1925. С. 162 163. 8. Зеньковский В.В. Проблемы школьного воспитания в эмиграции/ Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М.: 1996. С. 311. 9.Зеньковский В.В. Церковь и школа// Вопросы религиозного воспитания и образования. B.L Париж, 1927. С.48. 10.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993. С.5. 11.Там же. С. 6. 12. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей, 2е изд. Париж, 1955. С.7. 13. Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы// Вестник РСХД, Париж, 1962. N 6667. С. 37. 14. Там же. С.39. 15. Там же. С.39. 16. Зеньковский В.В. О национальном воспитании//Бюллетень Религиозного Педагогического Кабинета, Париж, 1929. N 8. C.1. 17. Там же, 1930.N 10.C.1.