В.М. Мальцева ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО Советская педагогическая наука в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление научного знания в области социальных и естественных наук, так и политические приоритеты. Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического. В практике появляется классовый подход к ребенку, особое внимание обращается на его социальное происхождение. Формируется мнение, что пролетариат по своей природе идеален (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина), и чтобы правильно воспитать ребенка, его следует поместить в пролетарскую среду. Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" 1936 г. ставит последнюю точку в утверждении примата социальных факторов. С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены были поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в "бездетную" науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка , наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики. Однако вне поля зрения официальной науки и раньше, и теперь, остается один из могущественнейших факторов развития личности это ее духовная среда. Еще в начале XX века такие крупнейшие мыслители России, как В.И. Вернадский, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, С.Н. Булгаков и другие утверждали примат духовности в формировании и развитии личности. Их позиция, однако, осталась одной из точек зрения... Сегодня, на наш взгляд, необходимо обратиться к этому живительному источнику философско-религиозной мысли российского зарубежья. Педагогика, разрабатывая вопросы воспитания и обучения детей в эмиграции, особое внимание уделяла религиозному воспитанию в духе православия, резонно полагая, что это поможет детям, получившим тяжелую психологическую травму с гибелью привычного уклада жизни, оторванностью от Родины, духовно возродиться. Помимо этого педагоги считали, что чувство причастности к национальному, к русским святыням, нравственность легче формировать на основе прочного фундамента веры. Не случайно известный философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский писал: "Необходимо создать особую обстановку воспитания. . . Нужно развитие духовных сил ребенка, его религиозных сил, его религиозного опыта. Без религиозного чувства в детях всякое воспитание будет неполным и однобоким"1. Поэтому все воспитание и обучение строилось педагогами с позиций христианской антропологии, прекрасно разработанной в святоотеческой литературе. Совершенно оригинально понимались святыми отцами Православной Церкви, вслед за ними В.В. Зеньковским, факторы развития личности. В первую очередь, ее духовной сердцевины. Человек, полагали они, является образом и подобием Божиим, образ нам задан, а подобия следует достичь путем самосовершенствования, стремления к идеалу. В.В. Зеньковский вводил понятие "иерархическая структура бытия", где каждая высшая ступень опирается на низшую, но в то же время не сводима к ней и не выводима из нее: математическое бытие " материальное бытие (физическое) > химическое бытие > биосфера > психосфера " духовное бытие. Весь мир связан в союзе любви, гармонии, целостности, единстве, душой мира является Церковь, "понятая в космическом своем аспекте. . . Но сквозь все ткани мира проходят лучи Божественных энергий"2. Он предлагал различать в индивидуальности два аспекта Person (существо) и Personlichkeit (личность), каждое существо имеет зачаток личности, но она не проявляется сама по себе. "Христианская антропология учит нас, что человек становится личностью только потому, что Христос "посвящает всякого человека, грядущего в мир"(Иоан. 1,9)3 считал В.В. Зеньковский. Сердцевиной личности, по его мнению, является самовидение, т.е. сознавание самого себя "конституирующий момент духовности и есть самосознание ... функция духа". Согласно христианскому вероучению, он различал три стороны в человеке (трихотомия): дух, душу и тело. Человек существо иерархическое и на первом месте должен стоять дух. Именно по духу человек близок к Богу, именно высоким духом отличается он от животного мира. Как считает профессор В. А. Слободчиков, человек духовен в той мере, в какой он действует согласно с Богом, с высшими нравственными ценностями человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Об этом писал и философ русского зарубежья В. В. Зеньковский. Он полагал, что без Бога человеческой личности очень трудно состояться. Душа подчиняется духу и впитывает впечатления, поступающие от тела, обладающего разнообразными органами чувств. Правильным будет развитие тела, если оно подчиняется душе, а душа духу. Соответственно дух устремляется к Абсолютной Личности, Абсолютной Любви Богу, здесь же он получает жизненную энергию, именуемую в православии благодатью. Душа развивается в процессе деятельности человека в различных областях философии религии, искусства, общественной жизни. По мысли В.И. Вернадского: "Если один из видов деятельности нарушается, то, это болезненно отражается на науке, все эти стороны человеческой души необходимы для ее развития, являются той питательной средой, откуда она черпает жизненные силы, той атмосферой, в которой идет научная деятельность" 4.Думается, что материалистическое противопоставление религии и науки не отвечает истине, а скорее наоборот, современное наше отставание во многих областях науки как раз подтверждает мысль Вернадского, т. е. душа, по нашему мнению, является тем признаком, по которому происходит отличие одной индивидуальности от другой, помимо физиологических и других ее особенностей. К сожалению, есть люди, которые, прожив всю жизнь, так и не узнали до самого последнего часа о наличии у себя души, о необходимости ее взращивать, пестовать, заботиться о ней. Как заботимся мы о своем лице, прическе, одежде, фигуре, об уме, о своем телесном здоровье, забывая, что есть не менее важная область. Не случайно восточные мудрецы не брались за излечение больного, не узнав "болезни его души". В.В. Зеньковский полагал, что духовное начало в человеке главенствует над психофизическим, однако бывает, что наш дух пленяется низменными силами, отсюда возможна "темная" и "светлая" духовность. Духовная жизнь невыводима из психики. Очень интересна мысль Зеньковского о том, что в человеке неслиянно живет "природа" и "ипостась" (личность), отсюда он несет два различных начала в себе: божественное (добро, правда, творческие искания) и греховное (зло), т.е. биполярность. Это обязательно надо учитывать при воспитании детей, по нашему мнению, как часто мы забываем об этой противоречивости ребенка, требуем от него порой невозможного, часто подходим к нему с идеальных позиций. Очень полезна в связи с этим может быть мысль С. Л. Соловейчика о том, что ребенка надо воспринимать таким, каким он есть на самом деле, исходить из его особенностей, возможностей, а не требовать невозможного. В самом строе души человека, по мысли Зеньковского, масса противоречий: рациональное и иррациональное; божественное и материальное погружение в окружающую жизнь; бессмертие души и смертность тела (боязнь смерти) ; подчиненность природе и победа на ней; безгрешность и греховность и т.д. Зная это, каждый воспитатель будет видеть в ребенке не отрицательное в нем, в первую очередь, как часто делают современные родители и учителя, а только то, что он оступился, ошибся, совершил неблаговидный поступок. Хотя на самом деле он хороший и исправится. Как часто мы спешим осудить, заклеймить, считая , что если мы не поругаем ребенка, то он станет преступником. Забывая, что ошибки это норма растущего организма, результат его духовной противоречивости. Православная религия вообще про низана оптимизмом в отношении к человеку. Она считает, что каждый может "упасть", совершить порой даже очень тяжкий грех, но и каждый может подняться и исправиться, поэтому церковь ни от кого не отказывается, никого не презирает, а зовет покаяться, очиститься и идти просветленным вперед. Думается, что нам всем надо следовать за добром и не видеть в соседе сучок, когда в своем глазу бревно. Как часто мы свои ошибки преуменьшаем, а чужие преувеличиваем. Нет у нас добра к людям, и даже к детям, а ведь они наиболее уязвимы, очень чутко понимают, верят в них или нет и сами быстро теряют надежду на исправление. А если человеку внушить, что он преступник... все так и получится. В.В. Зеньковский писал: "Радость о человеке есть основа непоколебимой веры в него и как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни доходила в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим о том, что погубил себя человек, и все ждем, что он станет иным. Эта безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке. . . Это есть главное откровение. . . чему научил нас Христос"5. Надо иметь ввиду, что личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те ценности, которые возвышаются над ней и значимы для нее. В.В. Зеньковский считал, что личность приобретает свое содержание в обращении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу. Она входит в систему Мира, взаимозависима и взаимоподчинена ему. Весь вопрос заключается в том, что всегда ли мы даем человеку эти "высшие ценности"? Известный психолог В. Франкл пишет, что человек ориентирован вовне (трансцендентен) , "... он по сути может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимание"6. Возможно отказавшись от Бога, от высшего смысла жизни, мы его перенесли в какойто мере на ублажение самого себя: высокий пост, квартира, обстановка, одежда и т.д., и т.п. Размениваясь на подобные мелочи, добиваясь их, человек для души ничего не получает, а теряет очень многое, не случайны поэтому опустошенность, самоубийства. По данным В. Франкла и его последователей, среди преступников, наркоманов, алкоголиков, сексоманов самый высокий процент потери смысла жизни (у наркоманов, например, 100%) . Эти данные говорят о многом. И в первую очередь о том, что, воспитывая ребенка, необходимо ориентировать его на вечные ценности, на другого человека, на заботу о нем. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что легче всего полюбить все человечество, а вот помочь конкретной бабушке трудно. Задача воспитания, по мысли Зеньковского и заключается в том, что он извне приходящий материал превращался бы "во внутренние обусловленные силы и движения души".7Отсюда, на наш взгляд, ничего не следует выдумывать в воспитании ребенка, а следует идти естественным путем, какой предлагал в свое время И.Г. Песталоцци, от любви к матери, к Богу, ко всем членам семьи, до любви ко всему человечеству, постоянно упражняясь в нравственных поступках. Долгое время мы развивали в ребенке приспособляемость к социальной среде, своего мнения быть не должно, за него думают родители, учителя, позднее начальники. В. Зеньковский об этом говорил, что в юной душе господствуют два переживания: своей силы и своей слабости. Из первого про исходит самоутверждение личности, развиваются индивидуальность, творчество и инициатива, сила воли, уважение к себе, упрямство и др. Из второго приспособление, послушание, подражание, стремление к образованию, работа над собой, самоограничение, привычка считаться с людьми, наконец, весь процесс усвоения традиций. В основном в школе и дома мы делаем упор на втором. Отсюда наша конформность, неумение отстоять свою личность, следование за лидером (а он бывает и асоциальным), желание собраться в группу, банду, чтобы чувствовать себя защищенным. Поэтому наши дети входят во взрослую жизнь, созрев физически, но не духовно. А духовное созревание идет путем эмоционального и волевого развития, отсюда воображаемые игры на материале социальной традиции. (По мысли Зеньковского, это совокупность духовного содержания, накопленного предыдущими поколениями). Индивидуальное созревание идет через нравственное, укрепляет ее независимость. Самосознание ребенка проходит через несколько стадий, считал Зеньковский: 1) проективная (ребенок выделяет себя из окружающей среды, но смотрит на себя чужими глазами); 2) субъективная (как выглядит ребенок): а) для других (боязнь общественного осуждения, чувствительность к оценкам со стороны окружающих, наши суждения о себе начинаются с чужой точки зрения); б) для самого себя (вырваться из объятий социальной среды можно только создав идеал, стоящий выше личности и общества. Таким идеалом, абсолютом, нравственным критерием может стать для нас Иисус Христос с Его заповедями любви, добра, справедливости и др.). Интересная и полезная мысль, по нашему мнению, как часто ища идеал ребенок ошибается, а ведь человеку свойственно стремится к идеалу это норма; 3) эйективная (эйекты образы внутренней жизни) личность существует для себя в двух лицах: социальном и интимном, это удвоение переносится на других людей, какие мы внутренние, такими и представляем других. Наличие и справедливость этих стадий можно подтвердить и современными исследованиями личности, в частности А.В. Мудрика. Он несколько другими словами, но определяет личность как развивающуюся систему отношений, с одной стороны , к миру и с миром, с другой, к себе и с самим собой. Единство индивидуального и социального в личности отмечает В. В. Зеньковский. Видя в каждом "отдельном" человеке "лишь ветвь на общем стволе человечества", Ученый использует , известное в русской философии понятие "соборности". Оно включает в себя единый организм, сумму людей, которые жили, живут и будут еще жить. Отсюда и проистекает ответственность каждого человека за свои поступки перед теми, кто был до нас, есть и будет после нас. Как в Адаме все человечество согрешило, так и в "новом Адаме" Иисусе Христе обрело Спасение от власти греха и смерти. Все люди взаимосвязаны незримыми узами, поэтому и зовет людей Церковь к покаянию, т. к. на духовном уровне над каждым человеком есть груз грехов его и всех предков, зло, совершенное когда-то, можно искупить искренним раскаянием и молитвой. Поэтому, если каждый из нас хочет, чтобы было меньше зла , есть необходимость в очищении от прошлого и возрождении к новому, чистому, светлому. В.В. Зеньковский считал, что наша личность определенным образом задана нами, и задача человека творчески раскрыть ее путем данных ей талантов, которые необходимо обнаружить в себе и развивать. Профессор полагал, что путь человечества и человека определяется своей особой закономерностью, которая именуется в христианстве "крестом". Это, как нам представляется, конечно, не судьба и рок, который невозможно отвратить как у древних греков ("эдипов комплекс" или убийство Гераклом своих детей) . Он писал: "Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет. . . "8. Это логика духовного развития. По его мнению, в жизни человека внешние события (конфликты, трагические коллизии, богат или беден, женат или нет и т. д.) меняют лишь внешнюю форму. В биографии каждого человека (важнейшая педагогическая мысль!) за внешними фактами нужно видеть духовные задачи, которые не снимаемы с нас. От нас самих зависит понять, оценить, взяться или нет за их осуществление и как осуществлять. Это так называемый предел свободы. В связи с этим интересна мысль Ш.А. Амонашвили, известного психолога и педагога, который сказал, что его задача как учителя, помочь каждому ребенку увидеть свое предназначение на земле и осуществить его. Нам представляется, что многие ошибки в воспитании идут от того, что мы, зачастую, требуем невозможного от ребенка, а затем и от взрослого. Духовное развитие человека, по мнению Зеньковского, диалектически связано с социальной жизнью. Личность именно проницаема для влияний среды, которая имеет социальную наследственность (результаты деятельности предыдущих поколений передаются последующим через обычаи и традиции), и непосредственно через социальную среду, т.е. общение ребенка с окружающими детьми, взрослыми, поиски идеала. Чтобы не быть зависимым от однообразных оценок, не всегда положительных, ребенку нужно иметь общение в разных социальных кругах (одноклассники, друзья, товарищи по занятиям, кружки или секции, ребята на улице, компания сверстников и т.д.). На развитие личности не меньшее, а даже большее влияние, по мысли Зеньковского, оказывает воспитание, которое подразделяется на воспитание социальное и воспитание активности. Он писал: "Общая задача воспитания может быть формулируема как содействие активности в ребенке". Правда, он предлагал не сводить развитие активности к волевым процессам, а учитывать эмоциональную жизнь ребенка и его чувство свободы. "Таким образом правильно понятая задача воспитания заключается в понятии активности путем освобождения и развития эмоциональной жизни", которую никак нельзя ослаблять9. Три идеи привлекают к себе современных педагогов освобождение личности ребенка и пробуждение в нем инициативы, развитие в нем активности и самодеятельности и, наконец, углубление и развитие социальных сил его личности. "Истинная самодеятельность возможна в том случае, если вообще дитя имеет известный простор в проявлении своих замыслов"10, отмечал Зеньковский. И, наконец, основой развития личности он считал духовность: "Основным процессом в жизни человека надо признать не физическую и не психическую стороны в нем, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая носит залог целостности, ... духовные процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке".11 Так, по мысли Зеньковского, человек как образ Божий имеет необыкновенный дар, этим даром является способность творчески преобразовывать себя и окружающий мир, причем, стремление к преобразованию, обожению (преображению) себя возникает там и тогда, когда у человека появляется ясная, высокая духовная цель (внутренняя мотивация). Например, в Православии целью человеческой жизни всегда было стремление к Богу и идеалом Личность Иисуса Христа. Ученый писал: "Путь же к обожению Православие понимало как непрестанный духовный труд, очищение сердца и "стяжание Святого Духа. . . , т.е. искание благодатной помощи свыше. Наше "естество", наша природа. . . преображается и просветляется через духовный труд и стояние пред Богом".12 Отсюда одним из важных факторов развития личности является внутренний духовный мир человека, сотворенный по образу Божьему и непосредственно Божественное воздействие на него, (которое не совершается без воли человека). Другим важным фактором является природа, т.е. то, что получает ребенок от родителей (духовная и телесная наследственность). По наследству передаются детям не только особенности внешности, тип темперамента, задатки и т.д., но и тот нравственный или безнравственный потенциал, накопленный родителями, их собственный духовный настрой. Помимо названных факторов, профессор называет и те, которые известны современной педагогике, такие как окружающая среда, воспитание. Но думается, что не следует забывать и о глубинных, метафизических корнях индивидуальности ребенка, чтобы правильным был процесс воспитания и обучения. Такими корнями является духовная жизнь, без которой невозможно существовать ни одному человеку. Совершенно справедливо Зеньковский замечал: "Духовная жизнь в нас и есть источник самовидения, источник света, в излучениях которого осуществляется сознавание самого себя это есть сердцевина личности, связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил"13. Исходя из выше сказанного, Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности: 1. Наследственность : а )физическая (таланты, нравственный потенциал родителей "укорененность греха", психофизиологические особенности); б) социальная (соборность); в) духовная, его "крест". 2. Среда : а) социальная наследственность (традиции); б) социальная среда (круг общения); в) географическая среда. 3. Воспитание: а) социальное; б) активность (самовоспитание). Все эти факторы воздействуют на личность при условии духовности, христианского понимания человека. "Для христианского сознания, пишет Зеньковский, личность вне прямой связи с Христом, с Церковью пуста. Христоцентрическое истолкование личности означает, что мы можем "найти себя", "стать собой", выйти на путь творческого участия в жизни, в истории только, если мы живем во Христе, в Его Церкви, если питаемся от благодатных даров Святого Духа. Личность в человеке есть образ Божий, образ Абсолютной Личности сама же в себе (т.е. вне связи с Богом) , человеческая личность является только формальным центром многообразного бытия, в ней заключенного... "14. Какие же качества характеризуют образ Божий в человеке: 1) разумность; 2) духовность; 3) нравственность (совесть); 4) свобода; 5) творчество; 6) бессмертие; 7) любовь. Как в капле воды отражается солнце, так и дух человека отражает Абсолютную Личность Бога. Личность, по В.В. Зеньковскому, обладает следующими признаками: самосознание, своеобразие, свобода, неповторимость, самовидение, самоутверждение, индивидуальность, самоуважение, самопонимание, самодеятельность, соборность, творчество, любовь, активность, эмоциональность, отзывчивость. Таким образом, весь процесс воспитания необходимо направлять на развитие духовной стороны личности, на стремление ее к активному преобразованию себя по образу Иисуса Христа, на нравственное самосовершенствование личности. Все это возможно при условии постоянного анализа самого себя, оценки своих мыслей, слове, чувств и всех движений души, соотнесение себя с идеалом. Духовность философ понимал как устремленность человека к Богу, к вечному Свету, к Абсолютной Любви. Именно внутренний свет, любовь, милосердие, целомудрие и другие качества нужно развивать в себе, а таким толчком для внутренней работы личности послужит высокая цель в жизни и осознание ее глубокого смысла. Примечания 1. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.С.63. 2.3еньковский В. В. Основы христианской философии. Т. II. Париж, 1964.С. 54. 3.Там же.С.80. 4. Вернадский В.И. О научном мировоззрении // На переломе. Философские дискуссии 20х годов. М., 1990. С.185. 5. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. С.14. 6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.30. 7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. С.36. 8. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч.1. Париж, 1934. С.80. 9. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.С.5859. 10. Там же. С.7677. 11. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX в. Париж, I960.C.36. 12. Зеньковский В.В. Апологетика. Париж, 1957. С.244. 13. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж. 1957. С.87. 14. Зеньковский В. В. Наша эпоха. Париж, 1952. С. 37 .