Л.Н. Осипова ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Е.И.РЕРИХ О бедственном положении, в котором сегодня находится наше общество, свидетельствуют не только глубокий экономический кризис, разгул преступности, но и экологические бедствия, новые болезни и многие другие проявления, связанные с невежеством и нравственным падением человечества. Причем, они будут усугубляться и достигнут небывалой глубины, если и дальше будет утверждаться главенство экономических законов и прагматическая линия существования человека как личности. Узко материалистическое мировоззрение не привело общество к расцвету, поэтому необходим поворот передовой науки и наиболее просвещенной части общества к изучению высшего духовного бытия Космоса. Новое мировоззрение предполагает связь человека с биосферой, космосом, различными мирами. Педагогике как науке, имеющей непосредственную связь с человеком, важно одной из первых почувствовать изменения и применить возможные открытия для формирования у подрастающего поколения нового мышления, нового мировоззрения . О значении нового мышления и пути его формирования, о законах Космоса и распространения их на все живое, в том числе и на человека, очень много писала в своих трудах Е.И. Рерих (18791955), жена великого художника Н.К. Рериха (18741947). Жизнь Елены Ивановны с самого детства была наполнена мыслями о благе всех людей. Забота о мире и расцвете творчества привели ее в мир восточной мудрости. Путешествуя с мужем сначала по России, затем по всему миру, общаясь с мудрецами Тибета и Индии, она собрала богатейший мате риал, который способствовал ее сотрудничеству с великими Учителями. Синтезом сотрудничества и собственного совершенствования явилось Учение Жизни или Учение Живой Этики (Агни Йога), записанное Е.И. Рерих и Н.К. Рерих в начале этого века. Потому ее жизнь, ее опыт явились великой школой духа. Учение Живой Этики подсказывает пути выхода из духовного кризиса, постигшего сегодня не только нашу страну, но и все человечество. Создание новой цивилизации возможно лишь на сформированном энергетическом поле национальной духовной культуры, которая всегда связана с высшими мирами. Культура возвышает человека и является одним из устоев эволюции человечества, она воспитывает высокую духовность и устремляет к познанию Космоса. Именно этими проблемами очень много занималась семья Рерихов. Человек часть космоса и подчиняется его законам. Не осознавая этого, не принимая ответственности за свое Бытие, продолжая жить по своим человеческим законам, он вступает в противоречие со своей основой Космического начала, а следовательно, как малая система, зависящая от основы, идет к саморазрушению. Существуют тонкие энергии, которые влияют на жизнь человека. Есть невидимые миры, которые составляют, наполняют пространство. Пространство состоит из электромагнитных излучений. Но эти миры есть и внутри нас, мы пронизаны невидимыми лучами медицинские аппараты принимают излучения мозга, значит, наш мозг тоже посылает в пространство лучи. Что это за лучи? В свете новейших открытий, связанных с физической и духовной структурой мироздания и человеческой личности, необходим пересмотр многих сложившихся стереотипов методологического и мировоззренческого плана, материалистических представлений о картине мира и развитии человека. Представление о внутреннем мире человека как продукта общественных отношений слишком примитивно и привело к невниманию и игнорированию духовного мира человека, что явилось разъединением его со своим "Я" и космическим миром. Возвращение человека в лоно его истинного назначения как части в целое основное спасение и путь дальнейшего гармонического развития как человечества, в частности, так и космоса в целом. Единственный путь для восстановления равновесия есть путь открытия в себе космической части микрокосмоса, сознания Духа, Духовного начала. Сегодня особенно важно освободиться от стандартного мышления, заученных фраз, понятий. Это означает не отрицание всего накопленного ранее, а придание сознанию нового качества путем его расширения. Синтез, необходимый при дальнейшем развитии сознания, включает в себя как научное познание Мира, так и религиозное, и познание мира через искусство. "Сознание красоты спасет мир"1. Именно искусство поможет утончать чувства для восприятия тончайших частей Бытия. Только через восприятие красоты можно подойти к высшим эманациям. Поэтому так важно учить детей, молодёжь, да и взрослых тоже общению с произведениями искусства. Негативные явления, происходящие в человеческом обществе и в других слоях природы, показывают, к чему может привести нарушение закона космического бытия. Восстановление равновесия наступит путем обновления человеческого сознания и самосознания, нравственного подъема и духовного развития. Исследования стрессов показывают, что нравственные принципы имеют биологическое обоснование: "Причины стрессов и пути избавления от них надо искать не только во внешнем, но главным образом во внутреннем мире человека, в его психологических особенностях (характере)"2. Особую значимость для оздоровления и развития человека приобретает его внутренний мир. Внутренний, или тонкий, мир требует к себе особого, тонкого подхода. Грубыми ограничениями, требованиями воздействие на него будет отрицательным. Пути воздействия на этот мир необходимо найти. Обобщая со школьниками и студентами на темы духовного развития, убеждаешься, как много тех, которые ищут ответ на вопрос о смысле жизни. Многие из них самостоятельно пытаются проникнуть в тайны человеческого сознания, путем медитаций, нервномышечной релаксации, что небезопасно. Может возникнуть утрата контакта с реальностью, паническое, чрезмерно трофотропное состояние. Но предостережений в этой области нет, а возможности технически освоить методики сколько угодно через книги и фильмы. Пропаганда возможности путем физических упражнений открыть такие манящие нас способности, как ясновидение, яснослышания и другие, так зовут. Но это путь заблуждения. Человек, невладеющий своими эмоциями и мыслями, не может претендовать на высокое озарение. Путь к просветлению заключен в работе над собой. Только кропотливый, искренний и постоянный труд дает нужный результат. Это естественный путь. Без понимания собственного духасознания становится невозможным его развитие. Дух основная, важнейшая составная часть человека, она либо растет, либо признается отвлеченностью, за ненадобностью уменьшается и, возможно, приходит к своему начальному состоянию. Примеры роста духа можно видеть на протяжении всей истории человечества. Это те светочи искусства, науки, религии, которые были гонимы, но трудами которых продолжает пользоваться человечество. Казненный Сократ, сожженый Джордано Бруно, заключенный Чижевский, осмеянный Циолковский и многие другие. Много учений и учителей было у человечества, но мало кто шел их тропами, чаще их изгоняли и смеялись над ними как над безумцами и лгунами. спасение Настало время осознать и принять как насущную необходимость, как единственное духовный подъем. Можно ли поднять то, что не признается? Первая задача осознать субстанцию духасознания. Такую задачу перед своими последователями и учениками и ставила Е.И. Рерих. Все ее труды несли в себе знание о путях очищения и совершенствования. Она писала: "Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом"3. Ее собственный путь очищения и труда подтверждает эту истину. В её знаменитых "Письмах" невозможно найти ни одного совета или наставления, отвлеченных от собственной жизни. Их ценность в том и заключается, что исходят они от практической жизни и работы над собой: "Работа над самоусовершенствованием есть работа самая неотложная, и нет более важной"4. Лептонная теория природы физических полей биологических объектов свидетельствует, что внутренние процессы, внутренний мир человека имеют излучения (ауру), она материальна, творит ноосферу, изменяет её своими мыслями. Биополе человека и биополе планеты связаны между собой и оказывают воздействия друг на друга. Чтобы изменить мир к лучшему, очистить его, необходимо начинать с самого человека. "Ведь порожденные нами причины прежде всего отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий"5. А этот путь очень трудный. Где критерии чистоты, как определить свою наполняемость и каким путем приближаться к истине? Ответ на эти вопросы можно найти в древнем учении Бхагават Гиты: "Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек не приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне"6. Елена Ивановна любила это изречение и руководствовалась им. Она утверждала: "Каждый волен брать из Учения тот аспект, который ему ближе"7. В нашем выборе важна сама идея очищения и желание осуществить эту идею, а пути у всех разные, в зависимости от накоплений в своем внутреннем мире. Обращаясь к эпистолярному наследию Е.И. Рерих, можно выделить и применить в школьной практике часть ее советов для очищения сознания. На наш взгляд, очень актуально сегодня такое пожелание: "Если бы школы и Храмы возгласили закон причинности, то и сознание было бы на высшей ступени, ибо не может продвигаться то, что разобщено с основами Бытия..."8. Закон ответственности попираем во всей нашей жизни, что является причиной глобальных кризисов, которые испытывает человечество всей планеты. Выход один: принять те следствия, которые неизбежны в силу своей законности, и вести более соответствующую жизнь. Незнание закона не освобождает от ответственности, провозглашает кодекс, созданный человеком. Какова же ответственность за невежество должна быть перед природой? Прежде всего эту ответственность должны осознать педагоги и объяснить, довести это знание до детей и юношества. Много возможностей существует для освещения этого вопроса. Можно смоделировать примеры из природы, например, не подготовленное к зиме деревце погибнет в случае, когда неправильно использовано удобрение, предназначенное к рост}. Или пример из физических законов: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз и др. Но, осознав закон причинности, невозможно его нарушать без отягощенного следствия. Вот то яблоко с дерева познания добра и зла, которое способствовало изгнанию Адама и Евы из Рая. Человек обладает свободной волей, свобода эта заключается в возможности выбора принять то или иное решение к действию. За свободный выбор, осознанное принятие решений надо платить. Если свой выбор человек сделал в силу какихто причин, это не может быть оправданием для отказа от следствий. Следствия человек исчерпает сам. Попытка избежать неприятных следствий приводит к усугублению положения. Знание, которое Адам и Ева выбрали в раю, сорвав плод с древа познания добра и зла, обязывает человека нести ответственность. Уклонение, желание остаться безответственными, чтобы не сотворили, приводит к разрушению энергетической субстанции, что можно проследить как нравственное падение. Но не только за действием следует закон ответственности, но и за словом и, главное, за мыслью. Мысли, созданные человеком, имеют материальную основу. Какая мысль будет сильнее мысль, наполненная чувством, или равнодушная мысль? Какие мысли заполняют нас, чем они вызваны? Не являются ли эти мысли жаждой власти, алчности, себе служения? Если это присутствует, можно представить пространство вокруг этого центра излучения. И противоположные мысли подвига, общего блага, процветания. Обращая внимание на воспитание детей, Елена Ивановна предостерегала: "Самое страшное это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства ограничат и его мышление"9. Мысль, наполненная сердечным чувством, очищает либо загрязняет пространство. Человек мыслью творит мир. Ступень сознательного творчества мыслью является целью развития современного человека. Идеи управляют миром. Именно мысль окрашивает наше лептонное излучение, или ауру, и создает тонкое тело. Никто не отрицает необходимости в повседневной жизни владеть своим телом, своими эмоциями и чувствами от этого зависит наше общение, контакты в обществе. А вот мысли настолько глубинный процесс, что ни каждый может управлять ими. Как часто трудно бывает избавиться от навязчивой мысли, мелодии, которые мешают нашим чувствам и действиям. В этом глубинном процессе хозяин сам человек, только по его собственному желанию можно упорядочить этот процесс или же при небрежении оставить его в хаосе, или, что еще хуже, допустить влияние чужой воли. Отсюда вытекает еще один из законов Бытия закон Иерархии, который утверждает примат знания над незнанием, тонкого над грубым, добра над злом, сотрудничество над порабощением. Выбор, какой иерархии следовать, принадлежит самому человеку. Чаще всего человек поступает несознательно, под влиянием сиюминутных желаний, не задумываясь о последствиях, то есть безответственно. Невежество, которое человек не может или не хочет преодолеть, вводит его в круг причины и следствий, выход из которого один знание. Причем, не отвлеченное знание какихто отдельных наук, а знание, примененное в жизни, опыт древних и достижения современных ученых, деятелей культуры, т.е. синтез сознания. Пренебрежение духовным началом привело к одностороннему развитию человечества: "Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом"10. Такой интеллект привел к современной технологической цивилизации с ее губительными следствиями. Только Иерархия знания и духовности может вывести человечество из этого тупика. Не следует думать, что желаемые изменения могут наступить быстро, стоит принять решение и согласиться с необходимостью духовного главенства, как оно наступит. Никакие уверения, самообман, заблуждения не смогут изменить действительность. Рост сознания очень медленный процесс и не терпит никакого насилия над собой. Восприимчивость каждого индивидуальна, только культивированный, дисциплинированный ум может воспринимать тончайшие вибрации: "Ведь первая основа каждого восприятия есть принятие его в сознание. Сознание есть единственный магнит, собирающий всю нашу сокровищницу"11. Настало время пересмотра того, что входит в сокровищницу, чтобы освободиться от ненужного и приступить к расширению сознания. Без правильного понимания происходящего невозможно оказывать благотворное влияние на детей. Очищая свое сознание педагог изменяет и сознание своих учеников. На примерах исторических самоотверженных личностей необходимо формировать осознание величия человеческого достоинства и назначения. Стимулировать высказывать детей свое собственное мнение по поводу услышанного, прочитанного, что будет развивать их мышление. Особое внимание необходимо уделить разъяснению того, что есть неприемлемые вещи, в частности, тот поток информации, в котором мы сейчас находимся, оказывает не благотворное, а разрушительное воздействие на нашу нервную систему. Зная о значении мысли, о законе магнита, можно представить себе, какое окружение создается вокруг человека после просмотра фильма ужасов или преступлений. "Вы правы, относясь с отвращением к описаниям астральных ужасов. Каждое Учение Света, прежде всего, должно устремлять к мудрости, к радости труда совершенствования и высшей красоте и лишь указать на страдания в тонком мире, неизбежные для тех, кто оскорбил закон равновесия или гармонии. Помня о значении и силе мысли, нельзя без тяжких последствий долго останавливаться на образах ужаса и мрака"12. Наполняя сознание тяжелыми, грубыми вибрациями, человек не в со стоянии принять другие тонкие, светлые, и, как результат, для таких сознании высоких и светлых миров не существует. Четкое определение для себя того, что неприемлемо, охранит и освободит нас от нежелательного следствия, поможет в воспитании необходимых качеств духа. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что выход из сложившейся ситуации зависит от того, как человек будет преобразовывать себя и сколько времени ему на это понадобится. Для успешного развития необходимо, чтобы люди поняли свою зависимость от происходящих в Космосе перемен, и от Законов, которым подчиняется вся Природа. Для сознательного и успешного преобразования себя, без чего невозможно изменить других, необходимо: - открыть своё сознание, освободиться от предрассудков, навязанных понятий, - расширение сознания, формирование нового мировоззрения, - развитие своего творчества, бесконечное самосовершенствование . Это малый перечень того многого, без чего невозможно продвинуться вперёд. И лучшим помощником, своеобразным поводырем в этом движении может стать опыт и мудрость Е.И. и Н.К. Рерихов, наших современников, проживших большую часть своей жизни за пределами России. Нам еще предстоит много потрудиться, чтобы осознать, по достоинству оценить и, главное, на практике реализовать их бессмертное Учение Жизни, являющееся путеводителем на крутых подъемах духа. Примечания 1. Учение Живой Этики. Община М., 1994. С.21. 2. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма . М.: Наука, 1968.С.124. 3. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 19291938. В 2х т. Т. 2. Мн.: Белорус, фонд Рерихов; Прамёб, 1992. С. 147. 4. Рерих Е.И. Письма в Америку. В 3х т. (19291955). Т. 2. (1936 1946). М.: Сфера, 1996.С. 188. 5. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 19291938. В 2х т. Т. 2. Мн.: Белорус, фонд Рерихов; Прамёб, 1992. С. 257. 6. Там же.С.211. 7.Там же. С.211. 8. Рерих Е.И. Письма в Америку. В 3х т. Ц9291955). Т.1. (1929 1936). М.: Сфера, 1996.С.141. 9.Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 19291938. В 2х т. Т.1. Мн.: Бело рус. фонд Рерихов; Прамёб, 1992. С.96. 10.Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 19291938. В 2х т. Т.2. Мн.: Белорус. фонд Рерихов; Прамёб, 1992. С.261. 11. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 19291938. В 2х т. Т.1. Мн.: Белорус. фонд Рерихов; Прамёб, 1992. С.289. 12. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 19291938. В 2х т. Т.2. Мн.: Белорус. фонд Рерихов; Прамёб, 1992. С.401.