В.А. Сухачева ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (2030е гг. XX в.) Для Российского Зарубежья было актуально создание и развитие системы внешкольного образования как для молодежи, так и для взрослого населения, оказавшегося в эмиграции. Благодаря богатому опыту, накопленному общественно-педагогическим движением России в предреволюционные годы, эту задачу удалось разрешить. В эмиграции сложилась определенная система внешкольного образования, которое ставило довольно широкий и разнообразный круг задач: во-первых, создание культурно-просветительной национальной среды, микросоциума; вовторых, содействие завершению общего образования молодежи, прерванного революцией и гражданской войной; в-третьих, обеспечение профессионального образования; в-четвертых, реализация культурно образовательных потребностей российской эмиграции; в-пятых, воспитание у молодого поколения любви к Отечеству. Активными его организаторами были О. Серополко, С.И. Гессен, А.В. Жекулина, К.И. Арабажин, В.В. Зеньковский, Е.П. Ковалевский, М.М. Новиков и др. Все многообразие русских внешкольных учреждений за рубежом можно подразделить, в зависимости от выполняемых функций, на три большие группы: образовательные, выполнявшие как общеобразовательные, так и профессиональные функции, культурно-просветительные и смешанные. К первой группе относились: курсы по подготовке на аттестат зрелости при Народных университетах, общеобразовательные курсы для взрослых в "Русских Домах", воскресно-четверговые школы, курсы по различным отраслям теоретического и практического знания. Ко второй группе вечера, утренники, "Дни русской культуры", детские и юношеские организации. К третьей группе Русские народные университеты, "Русские Дома". Кроме того выделены просветительные учреждения, которые, не имея прямого образовательного значения, выступали как социализирующие факторы (православные приходы, библиотеки, читальни, народные театры, выставки). Проблемы внешкольного образования обсуждались на съездах и совещаниях Педагогического Бюро, Русских академических групп, Земгора и других русских общественных организаций, ставивших в своей деятельности культурно просветительные задачи. В июле 1928 г. состоялся первый зарубежный съезд по внешкольному образованию (Прага), организованный Педагогическим Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, который обсудил реальные результаты и определил направления дальнейшей работы по внешкольному образованию. Ведущими учреждениями внешкольного образования в зарубежье стали Русские народные университеты. Это были общеобразовательные учебные заведения просветительного характера. Они во многом использовали опыт и традиции народных университетов России. Наиболее полные данные имеются о деятельности Русских народных университетов в Чехословакии, Франции, Югославии и Болгарии. Хотя известно о наличии такого университета в Лондоне. Основную роль в их создании сыграли Земгор и Русские академические группы при поддержке благотворительных организаций при поддержке правительств стран нахождения. Деятельностью университетов руководили правления, в которые входили крупные ученые и организаторы науки. В Чехословакии это А.А. Кизеветтер, М.М. Новиков, И.И. Лапшин, Е.А. Ляцкий, Н.О. Лосский, П.Б. Струве, П.И. Новгородцев, С.А. Острогорский, С.И. Гессен, С.Н.Прокопович и другие. Во Франции В.К. Агафонов, В.П. Аршацов, В.В. Кравцов, К.Р. Кровопусков, С.И. Метальников, Д.М. Одинец, Т.И.Полнер и др. В Болгарии А.В. Арцишевский, И.А. Базанов, П.М. Бицилли, С.С. Демосфенов, К.И. Иванов и др. Цели и задачи народных университетов были многогранны. Наиболее важные из них: содействие получению русской молодежью общего образования, прерванного в России; оказание помощи в приобретении специальных знаний, необходимых для трудового устройства русских эмигрантов; расширение умственного кругозора, знакомство с последними достижениями в области науки, литературы и искусства; ознакомление с историей и современным положением различных сторон жизни России; знакомство русских с государственной и общественной жизнью страны проживания, с ее историей и культурой. Повышение общеобразовательного уровня работающей молодежи, не успевшей завершить образование на родине, осуществлялось на курсах по подготовке на аттестат зрелости, где шли занятия за 5, б, 7 и 8 классы средних учебных заведений. Многие молодые люди смогли восполнить пробелы в образовании и продолжить учебу. Научно-популяризаторская деятельность народных университетов проводилась на многочисленных семинарах и кружках, где читались лекции, доклады, проводились беседы на общеобразовательные темы. Занятия в семинарах и кружках отличались от лекций, которые носили в основном популярный характер, своим более глубоким научным характером. Например, в Русском народном университете в Париже читались лекции на следующие темы: "Сыновья и пасынки истории (Декарт и Спиноза)", "Учение Аристотеля", "Любовь и смерть в мировой поэзии: предания и лирика Египта, Вавилона, Эллады, Индии и Китая" и др. Русский народный (с 1934 г. по присоединении к нему Русского научного общества и Русского культурно исторического музея свободный) университет в Праге устраивал до 200 так называемых эпизодических лекций в год в разных городах Чехословакии. К этой же сфере деятельности Парижского народного университета следует отнести проведение литературных вечеров и исторических концертов, которые были посвящены какимлибо историческим или научным событиям. Обычно историческим концертам и литературным вечерам предшествовала лекция на соответствующую тему, иллюстрацией к которой шла художественная программа с привлечением чешских и русских артистов. О высокой научности семинаров и кружков в Русском народном университете в Праге свидетельствуют их название и глубокий профессионализм руководителей: семинар "Новое в политической жизни" (руководитель проф. М.А. Циммерман), семинар "Новое в экономической жизни" (руководитель проф. Д.М. Иванцов), кружок по изучению международных отношений (руководитель М.А. Циммерман), кружок по психологии творчества (руководитель проф. И.И. Лапшин), семинар по общим вопросам естествознания (руководитель проф. М.М. Новиков) и др.1. Программа учебной деятельности Русских народных университетов состояла из много курсов, имевших целью ознакомление с историей и современным положением различных сторон жизни России. На лекциях подчеркивалось величие русской культуры, истории, сила русского духа. Это придавало сил растерянным, потерявшим родную землю людям, воспитывало достоинство и веру. На лекции русских философов, писателей, мыслителей тянулась прежде всего эмигрантская интеллигентская молодежь. Так, Русский народный университет в Болгарии много занятий посвящал истории, экономике и культуре России, ее современному состоянию2. Русский народный университет в Праге имел следующие кружки и семинары: семинар по изучению Ф.М. Достоевского (руководитель проф. А.Л. Бем), семинар по изучению Л.Н. Толстого (руководитель проф. Е.А. Ляцкий), кружок ревнителей русского слова (руководитель проф. С.В. Завадский) и др.3. В Русском народном университете во Франции особой популярностью пользовались общедоступные лекции и беседы по русской культуре, сопровождаемые литературномузыкальными композициями и демонстрацией картин с помощью проекционного фонаря. Знакомство с государственной и общественной жизнью страны проживания, с ее историей и культурой было обусловлено необходимостью культурной интеграции в западное общество. С этой целью при Русских народных университетах было прочитано много лекций. Например, при Русском народном университете в Париже был прочитан цикл лекций о литературных течениях во Франции7. При том же народном университете существовал отдел экскурсий, с помощью которого русские эмигранты имели возможность ознакомиться с культурными ценностями, музеями, памятниками Парижа и его окрестностей. Кроме того. Русские народные университеты способствовали сближению русской эмиграции с местными жителями. Особенно преуспел в этом Русский народный университет в Праге. Его организаторы стремились привлечь слушателей из местного чешского населения, устраивая время от времени лекции о России на чешском языке. Были созданы курсы русского языка для чехов, а С.И. Гессеном написан учебник русского языка для них. Следует отметить взаимодействие Русских народных университетов разных стран. Русские ученые охотно приезжали для выступления перед слушателями в другие страны, обменивались опытом работы со своими коллегами. В целях повышения информированности о деятельности всех народных университетов была сделана попытка создания в Праге центрального информационного органа. В Российском Зарубежье получили развитие "Русские Дома", которые продолжили традицию таких учреждений внешкольного образования в России как "народные дома". Их особенность концентрация в одном здании многих эмигрантских учреждений, работающих порой посменно, позволяла более интенсивно использовать помещения и экономить средства. В состав "Русских Домов" за рубежом чаще всего входили библиотеки-читальни, общеобразовательные курсы для взрослых, народные театры, скаутские отряды, чайные и дешевые столовые. Здесь проводились религиозно-просветительные беседы, регулярно читались лекции и доклады, устраивались литературные вечера и концерты. "Русские Дома" часто становились центрами внешкольной работы русской колонии, обслуживающими духовные и материальные нужды беженцев. Большую просветительскую работу вели "Русские Дома" в славянских странах (Югославии, Чехословакии и Болгарии). В Белграде успешно работал "Русский Дом" им. императора Николая II, являвшийся одним из самых крупных культурно-просветительных учреждений Российского Зарубежья. Он был создан под покровительством короля Александра I. В Праге с целью удовлетворения духовных и культурно-просветительных потребностей русской колонии и особенно (русской) учащейся молодежи был открыт "Русский Очаг". Он находился под покровительством чешского Красного Креста и управлялся Комитетом, в состав которого входили: др Алиса Масарик, Д. Крейн, представители МИД ЧСР, Чешского Красного Креста и ИМКА. Заведующей "Русского Очага" была видная общественная деятельница гр. С.В. Панина. В Болгарии "Русские Дома" были открыты в Софии, Варне, Плевене, Тырново. Они были подведомственны Всероссийскому Союзу городов. При народном университете в Париже был организован "Дом русской молодежи", знакомивший молодежь с историей, литературой и искусством России, с ее природой, бытом, нравами. При некоторых "Русских Домах" устраивались учебные и научные учреждения, музеи, передвижные и постоянные выставки. Так, "Русский Дом" в Белграде вмещал в свои стены Русский научный институт, Государственную комиссию помощи русским беженцам. Русскую публичную библиотеку с архивом и издательской комиссией, русско-сербскую гимназию и начальную школу, домовую церковь. По вечерам здесь шли занятия на высших военных, радио телеграфных, технических курсах, в школе юнкеров. Русские народные библиотеки и читальни являлись предметом пристального внимания общественно-педагогического движения эмиграции, так как они способствовали распространению русской культуры и образования в Российском Зарубежье. В их формировании участвовали, в основном, Земгор и Всероссийский Союз городов с помощью финансирования правительства страны проживания. В комплектовании библиотек приняли участие иностранные благотворительные организации, иностранные библиотеки, частные лица. Русские библиотеки и читальни существовали как самостоятельно, так и в составе "Русских Домов". Величина их фондов сильно различалась. Ежегодно, начиная с 1918 г., библиотеки устраивала новогодние елки. По четвергам проходили выступления чтецов и рассказчиков, научных специалистов и писателей, проводились разнообразные выставки. Многие русские библиотеки и читальни приходили на помощь учащимся, преподавателям и ученым, предоставляя одним учебники и учебные пособия, другим нужные для их занятий книги и источники. Книжный фонд русских библиотек состоял не только из общей литературы, но и включал в себя учебники и учебные пособия, научную и философскую литературу, справочники, словари и т.п. Наибольшим многообразием отделов книжного фонда располагала Русская Народная библиотека-читальня Земгора, которое объясняется наличием значительного количества русских учебных, научных заведений и учреждений в Праге. Сюда входили отделы учебников, социальных, прикладных и точных наук, философии, религии, педагогики, истории, справочников и словарей, искусства, детской литературы и др. Фонды русских библиотек интенсивно использовались. Крупным общественным событием являлось ежегодное празднование "Дня русской культуры", приуроченное к дню рождения А.С. Пушкина. Основными инициаторами праздника являлись: Объединение русских учительских организаций. Союз русских Академических организаций, Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, Объединение русских эмигрантских студенческих организаций, обратившиеся в 1925 г. ко всем русским организациям за границей и создавшие в Праге Комитет "Дня русской культуры". Председателем Комитета являлась гр. С.В . Панина. В его состав входили: В.Г. Чирикова, Н.И. Астров, кн. П.Д. Долгоруков, М.М. Новиков, С.П. Левицкий, П.П. Милославский. В организации праздника принимали участие многие русские общественные организации. Празднование "Дня русской культуры" с воодушевлением проходило практически во всех странах расселения российской эмиграции и привлекало к себе внимание, а в ряде государств и искренние симпатии местного населения. "Дни русской культуры", приуроченные к дате рождения А.С. Пушкина, стали подлинными праздниками, объединяющими все Российское Зарубежье. В этот день русские эмигранты ощущали себя полноправными гражданами в европейской семье народов. Детские и юношеские организации являлись одним из основных факторов социализации русской молодежи за рубежом. Они помогали русским детям успешно интегрироваться в иностранное общество и, в то же время, не терять своего национального лица. Их главной задачей являлось развитие молодых людей, раскрытие в полной мере их физического, социального, интеллектуального и духовного потенциала. Основное внимание было обращено на просветительно-национальное воспитание детей и подростков (знакомство детей с историей и географией России, религиозно-нравственные беседы, хоровое пение русских песен, церковные песнопения и участие в церковных службах и др.). Внешкольные объединения русских детей и молодежи принимали активное участие в празднованиях "Дней русской культуры", издавали свои журналы и брошюры, устраивали летние лагеря, где поддерживались русские традиции. Лагеря являлись наиболее благоприятной средой для социализации русской молодежи. В течение одного двух месяцев там устраивались походы, "костры", экскурсии и спектакли. Требовалось общаться друг с другом только на русском языке. В каждом лагере имелась церковная палатка и, зачастую, кроме педагогического персонала, был священник. Лагеря охватывали значительное количество русской молодежи, которое не могли охватить русские школы. Так, во Франции в школах с ведением обучения на русском языке и "русским предметам" было лишь несколько сот учеников, тогда как в лагерях каждый год жили тысячи русских детей. Русские молодежные организации много работали над своими приемами и методами, которые в основном были игровыми. Программы определяли конкретные этапы постепенного развития молодых людей (поступательное формирование практических умений и навыков); предусматривали разнообразные виды деятельности (спортивные соревнования, походы, игры, труд, участие в богослужениях и т.д.); стремились приблизить всю жизнь организаций к природе (изучение растительного и животного мира, географии страны проживания). Наиболее значительными из многочисленных объединений русской молодежи были национальная организация русских скаутов, юношеский и детский отделы РСХД, национальная организация витязей и Сокола. Скаутское движение зародилось после того, как английский генералмайор Р. Баден Пауэлл в 1907 г. издал свою книгу "Scouting for Boys" ("Разведка для мальчиков"). Революция и гражданская война остановили развитие русского скаутизма. Но с 1920 г. деятельность русских скаутов возобновляется в Константинополе, где собирались руководители движения. Здесь были образованы первые русские дружины за рубежом. Вскоре руководители скаутского движения и молодежь разъехались по разным странам и там продолжили свою работу, объединившись в "Национальную организацию русских скаутов за границей" (НОРС). Европейские отделы НОРС существовали в Англии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Финляндии, Югославии и Эстонии. Целью русских скаутских организаций за рубежом являлась подготовка юношей "крепких телом и душой, сильных волей, готовых отдать все свои силы предстоящему служению нашей страждущей родине". До второй мировой войны русские скауты ежегодно устраивали лагеря с национальной программой и преподаванием Закона Божия. Через них прошло несколько тысяч русских детей и подростков. Юношеский отдел РСХД зародился во Франции в 1926 г. (руководитель Н.Ф. Федоров). Юношеский отдел в течение многих лет вел культурно просветительную и религиозную работу. Летние и зимние лагеря устраивались ежегодно. Каждая лагерная смена была посвящена изучению биографии и творчества того или иного великого русского человека (А.В. Суворов, А.П. Чехов), географического района России (Россия XIX века, Крым, Сибирь, Петербург и др.). В не лагерное время молодежь находилась в постоянном общении со своими руководителями, занимаясь в кружках, посещая театры, музеи, выставки и т.п. Национальная организация витязей (НОВ) была основана во Франции в 1934 г. Н.Ф. Федоровым. Существовали дружины в Чехословакии, Германии, Латвии, Эстонии и Болгарии. НОВ регулярно устраивались спектакли и сборы, на которые съезжалась молодежь из разных организаций для обсуждения общих проблем. Кроме устройства лагерей, витязи и вожатые создали большой струнный оркестр, спортивный и гимнастический отделы, библиотеку. Гимнастическое общество "Русский Сокол", открывшееся в Праге в 1921 г., явилось началом организации русского сокольства за рубежом. Сокольские организации действовали во многих русских учебных заведениях за рубежом. Общественно-педагогическое движение российской эмиграции материально и морально содействовало развитию сокольства в учебных заведениях. В честь тех или иных исторических событий в России проходили сокольские сборы и вечера с гимнастическими упражнениями, чтением стихотворений, докладов. Ежемесячно проводились сборы со строевыми занятиями и обсуждением вопросов, связанных с жизнью сокольского общества. Каждый год устраивалась сокольская елка с национально-воспитательной программой. Русские Сокола за границей устраивали лагеря, участвовали в "Днях русской культуры", издавали газеты. Они сотрудничали с местными сокольскими организациями, участвовали в сокольских слетах и выступали на гимнастических состязаниях стран проживания6 . Кроме крупных юношеских организаций в Российском Зарубежье работали другие объединения русской молодежи (Национальная организация разведчиков, Юных добровольцев, Юных алексеевцев и др.). Несмотря на различие в целях и методах работы с молодежью, их всех объединяла идея борьбы с денационализацией русской молодежи, сохранения русской культуры. Воскресно-четверговые школы компенсировали недостаток русских учебновоспитательных учреждений. Они были особенно распространены во Франции. Воскресно-четверговые школы, в основном, были организованы при приходах и русских колониях. Школы существовали на небольшие местные сборы и на ассигнования Учебно-просветительного комитета, Учебного отдела епархиального управления, отдела средней школы Академической группы Красного Креста. Целью воскресных и четверговых занятий являлось воспитание детей в духе православной церкви и ознакомление их с русской историей, литературой, русским бытом и культурой. По общему развитию и наличию знаний учащиеся распределялись на три группы: младшую, среднюю и старшую. Кроме того, школы устраивали экскурсии, праздники и спектакли, вели большую культурно-просветительную работу. В конце учебного года ученикам школ выдавались свидетельства. Учащиеся, посещавшие воскресночетверговые школы около 45 лет, получали довольно систематические знания, закрепляли ранее усвоенное и, главное, все время находились в русской культурной среде7. Необходимость адаптации русских эмигрантов к условиям зарубежной жизни привела к созданию различных курсов, которые помогли оказавшимся без средств к существованию людям овладеть теми или иными профессиональными навыками. Основными организаторами курсов по разнообразным отраслям теоретического и практического знания являлись Земгор и Всероссийский Союз городов. Курсы открывались практически в каждой стране проживания русской эмиграции. В Болгарии Всероссийским Союзом городов были организованы курсы кройки и шитья, машинописи, стенографии, рисования, виноградорства, курсымастерские по ремонту и пошиву обуви и плетению корзин. Особым успехом у школьников и бывших студентов пользовались курсы иностранных языков, которые открывали возможность получения высшего образования за пределами Болгарии. Земгором в Чехословакии были открыты различные курсы и школы, обеспечивающие русских эмигрантов элементами профессионального и технического образования (автомобильнотракторная школа, железнодорожное училище и др.). Курсы такого рода существовали при народных университетах: автомобильные (готовили шоферов такси), механиков автомобильного дела, электротехнические (с целью подготовки электромонтеров), слесарно-токарные, прикладного искусства (раскраска материй), курсы кройки и шитья, чертежные курсы, курсы мыловарения, полировки по дереву, стенографии, бухгалтерии и др. ИМКА (Христианский Союз молодых людей) в 1921 г. основал курсы заочного преподавания, переименованные впоследствии в русскую поли техническую школу заочного преподавания. Основной задачей школы являлась научная подготовка по различного рода прикладным знаниям. Имелись следующие отделы: механический, электротехнический, инженерно-строительный, агрономический, коммерческий, общеобразовательный, иностранных языков и религиозно-философский, насчитывающие в сумме более 500 предметов. К 1927 г. русская политехническая школа заочного преподавания насчитывала более 6000 учеников во всей Европе8. Учащиеся у себя на дому проходили систематический курс или изучали интересующую их отдельную специальность. Они получали от школы по почте учебники и комплект дополнительных к ним печатных лекций и уроков применительно к программе соответствующих специальных и общеобразовательных учебных заведений. Обучаемые присылали в школу выполненные работы, задавая вопросы, которые могли и не ограничиваться рамками изучаемого курса. Квалифицированные специалисты и педагоги проверяли письменные работы и с исправлениями, и разъяснениями, ответами на вопросы отсылали обратно учащемуся, присоединяя дальнейший учебный материал. Важность работы русской политехнической школы заочного преподавания подтверждают отзывы учащихся. Во второй половине 20х гг. во многих странах усилился экономический кризис, который породил безработицу. Предпочтение приема на свободные места отдавалось местным жителям. Так, в 1926 г. Министерство труда Франции запретило иностранцам держать экзамен на звание шофера такси, и автомобильные курсы были закрыты. Нельзя не назвать внешкольную воспитательно-образовательную практику русской православной церкви в приходах, клубах, лагерях и т.п. Помимо религиозного образования дети занимались изучением русского языка, грамматики, истории и литературы. Важную роль в религиозном воспитании играло Русское студенческое христианское движение (РСХД), находившееся в юрисдикции Западно Европейской многонациональной православной церкви одной из трех ветвей русского православия. РСХД преследовала не только религиозные задачи, но и боролась с денационализацией русских детей и молодежи. В многочисленных клубах, кружках, курсах, летних и зимних лагерях молодежь расширяла свои знания о русской исторической и религиозной культуре. Все типы внешкольных учреждений имели общие проблемы и трудности (финансовые, педагогические, социальные и др.), которые к 1930м гг. достигли своего критического уровня. В связи с усилением экономического кризиса в Европе, финансирование воспитательных внешкольных учреждений значительно сократилось. С изменением политической обстановки в мире во многих странах отношение к русской эмиграции различных общественных слоев и правительств иностранных государств стало менее благожелательным. Это затруднило развитие внешкольного образования. Кроме того, увеличился отток русских научных и педагогических кадров из сферы внешкольного образования в иностранные учебные учреждения. Однако в результате деятельности общественно-педагогического движения в области внешкольного образования удалось обеспечить национальную социализацию русской молодежи, родившейся вне России, помочь ей овладеть родным языком и усвоить культурные традиции народа, а взрослая часть русской эмиграции смогла получить профессию, найти для себя очаги культурного досуга и приобщения к русской культуре. Таким образом, хотя и на относительно короткий исторический период, в Российском Зарубежье было создано целостное внешкольное культурно-образовательное пространство. Примечания 1. Русские в Праге. 19181928 гг. Прага, 1928. С. 9798. 2. Горяинов А.Н. Культурно-просветительные организации русских эмигрантов в Болгарии (до начала 30х гг. XX в.) //Славяноведение. 1994. №4. С.32. 3. Русские в Праге. 19181928 гг. С. 97. 4. Бейссак М. Культурная жизнь русской эмиграции во Франции: Хроника (19201930). Париж, 1971. 5. Студенческие годы. Прага, 1925.№ 4.С. 2224. 6. Ковалевский Е.П. Зарубежная Россия: История и культур но просветительная работа Русского Зарубежья за полвека (19201970). Париж, 1971.С.6772. 7. Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага.1923. N 3. С.29. 8. Учебные программы русской политехнической школы заочного преподавания (192728 гг.). Париж, 1928. С. 56.