А.Б.Измайлова
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
В.А.НИКИФОРОВА-ВОЛГИНА
Книги В.А.Никифорова-Волгина, созданные им в эмиграции, только
недавно стали доступными отечественному читателю, и их можно
поставить в один ряд с замечательными автобиографическими
произведениями русской литературы. В книгах
В.А.Никифорова-Волгина, посвященных описанию жизни крестьянской
семьи, можно обнаружить много ценного, связанного с традициями
народной педагогики, что позволяет использовать произведения
данного автора как один из источников восстановления
величественной картины русской народной педагогики.
Воспоминания детства у В.А.Никифорова-Волгина неразрывно
связаны с описаниями православных праздников и сопутствовавших им
народных обрядов, пришедших еще из языческой Руси. Для автора
традиции православия - основополагающая, главная часть бытия
русской семьи и воспитания ребенка. Жизнь семьи была органично
связана с событиями годового круга православного церковного
календаря, пронизана религиозно-нравственными традициями,
усиливавшими свое влияние в периоды постов и праздников.
Подготовка к главному торжеству православной церкви -
Светлому Христову Воскресению начиналась с первого дня Великого
поста: уже в Чистый понедельник после шума и забав Масленицы
православным надлежало заняться телесным и духовным очищением.
Для очищения тела - баня и постный стол, для очищения души -
посещение храма и молитва. Главный герой, мальчик Вася,
подмечает, что даже сам характер общения людей меняется с началом
Великого поста. И мать говорит "с тихой строгостью", и совсем
по-другому ведут себя торговцы на базаре: "... не ругаются, не
зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с
покупателями тихо и великатно" 1). Вот автор описывает
великопостную службу в церкви. Многократно повторяемые тексты,
наполненные религиозно-нравственным содержанием, навсегда
запечатлевались в сознании детей и взрослых, часто мысленно
произносились и вспоминались в подходящие случаи жизни как добрые
советы.
Пение детей (в том числе и Васи) в церковном хоре также
приобщало их к заучиванию текстов, исполненных высокого
нравственного чувства. Таинство исповеди, к которой надо
готовиться, вспоминать свои грехи и каяться в них, тоже влияло на
нравственное воспитание детей и взрослых. Кульминацией трудов
Великого поста была пасхальная служба. Радость Великого праздника
преображает главного героя: его душу переполняют доброта, желание
любить всех, прощать врагов и самому просить прощения у
обиженных. Все эти чувства пробуждают в нем радость, воспитывают
нравственность.
Таким образом, описание жизни крестьянской семьи
В.А.Никифоровым-Волгиным дает нам право сделать вывод о том, что
народные педагогические традиции были тесно переплетены с
религиозным православным воспитанием, взаимно дополняя и обогащая
друг друга. Основой воспитания нравственности в детях было
христианское учение, расцвеченное добрыми и мудрыми народными
обычаями и обрядами.
Основываясь на православных традициях нравственности,
народная педагогика применяла в своем арсенале многообразные
средства и приемы воспитания. Все педагогические методы были
направлены на воспитание нравственности, доброты, любви к
ближнему, чувства сострадания. В большинстве случаев меры
педагогического воздействия были мягкими: просьба, совет, намек,
увещевание, укоризна, недоумение. Наказания применялись редко и
адресовались не телу, а душе ребенка, его совести. Постепенно
продвигаясь вперед по пути нравственного, эстетического,
трудового воспитания под руководством матери, отца, соседей,
знакомых и незнакомых людей, ребенок усваивал нормы поведения,
принятые в русском обществе.
Подводя некоторые итоги рассмотрения традиций народного
воспитания, описанных В.А.Никифоровым-Волгиным, можно отметить,
что они были частью народной культуры и жизни. Традиции народной
педагогики, как следует из рассмотренных произведений
В.А.Никифорова-Волгина, и были той путеводной звездой, которая
освещала путь к Истине поколениям россиян.
Примечания
1. Никифоров-Волгин В.А. Дорожный посох. М., 1992. С. 5.