А.Б.Измайлова
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.А.НИКИФОРОВА-ВОЛГИНА


Книги В.А.Никифорова-Волгина, созданные им в эмиграции, только недавно стали доступными отечественному читателю, и их можно поставить в один ряд с замечательными автобиографическими произведениями русской литературы. В книгах В.А.Никифорова-Волгина, посвященных описанию жизни крестьянской семьи, можно обнаружить много ценного, связанного с традициями народной педагогики, что позволяет использовать произведения данного автора как один из источников восстановления величественной картины русской народной педагогики.
Воспоминания детства у В.А.Никифорова-Волгина неразрывно связаны с описаниями православных праздников и сопутствовавших им народных обрядов, пришедших еще из языческой Руси. Для автора традиции православия - основополагающая, главная часть бытия русской семьи и воспитания ребенка. Жизнь семьи была органично связана с событиями годового круга православного церковного календаря, пронизана религиозно-нравственными традициями, усиливавшими свое влияние в периоды постов и праздников.
Подготовка к главному торжеству православной церкви - Светлому Христову Воскресению начиналась с первого дня Великого поста: уже в Чистый понедельник после шума и забав Масленицы православным надлежало заняться телесным и духовным очищением. Для очищения тела - баня и постный стол, для очищения души - посещение храма и молитва. Главный герой, мальчик Вася, подмечает, что даже сам характер общения людей меняется с началом Великого поста. И мать говорит "с тихой строгостью", и совсем по-другому ведут себя торговцы на базаре: "... не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и великатно" 1). Вот автор описывает великопостную службу в церкви. Многократно повторяемые тексты, наполненные религиозно-нравственным содержанием, навсегда запечатлевались в сознании детей и взрослых, часто мысленно произносились и вспоминались в подходящие случаи жизни как добрые советы.
Пение детей (в том числе и Васи) в церковном хоре также приобщало их к заучиванию текстов, исполненных высокого нравственного чувства. Таинство исповеди, к которой надо готовиться, вспоминать свои грехи и каяться в них, тоже влияло на нравственное воспитание детей и взрослых. Кульминацией трудов Великого поста была пасхальная служба. Радость Великого праздника преображает главного героя: его душу переполняют доброта, желание любить всех, прощать врагов и самому просить прощения у обиженных. Все эти чувства пробуждают в нем радость, воспитывают нравственность.
Таким образом, описание жизни крестьянской семьи В.А.Никифоровым-Волгиным дает нам право сделать вывод о том, что народные педагогические традиции были тесно переплетены с религиозным православным воспитанием, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Основой воспитания нравственности в детях было христианское учение, расцвеченное добрыми и мудрыми народными обычаями и обрядами.
Основываясь на православных традициях нравственности, народная педагогика применяла в своем арсенале многообразные средства и приемы воспитания. Все педагогические методы были направлены на воспитание нравственности, доброты, любви к ближнему, чувства сострадания. В большинстве случаев меры педагогического воздействия были мягкими: просьба, совет, намек, увещевание, укоризна, недоумение. Наказания применялись редко и адресовались не телу, а душе ребенка, его совести. Постепенно продвигаясь вперед по пути нравственного, эстетического, трудового воспитания под руководством матери, отца, соседей, знакомых и незнакомых людей, ребенок усваивал нормы поведения, принятые в русском обществе.
Подводя некоторые итоги рассмотрения традиций народного воспитания, описанных В.А.Никифоровым-Волгиным, можно отметить, что они были частью народной культуры и жизни. Традиции народной педагогики, как следует из рассмотренных произведений В.А.Никифорова-Волгина, и были той путеводной звездой, которая освещала путь к Истине поколениям россиян.
Примечания
1. Никифоров-Волгин В.А. Дорожный посох. М., 1992. С. 5.