Осовский Ефим Григорьевич
 
10 октября 1930 г. - 20 июля 2004 г. 

 
     
СПИСОК ПЕЧАТНЫХ ТРУДОВ
ОСОВСКОГО ЕФИМА ГРИГОРЬЕВИЧА
профессора, доктора педагогических наук члена-корреспондента Российской Академии Образования, 
зав. кафедрой научных основ образования Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
     
1 Школьная техническая станция  Семья и школа, № 5, 1961.
2 Возникновение и становление школы ФЗУ (раздел монографии)  История трудового и политехнического обучения: Ученые записки (МГПИ им. В.И. Ленина), т. 177. М., 1963. 
3 Возникновение и становление школы ФЗУ (1918-1922): Сообщение 1  Доклады АПН РСФСР, № 5 1963.
4 Соединение обучения с производительным трудом в опыте школы ФЗУ (тезисы)  Материалы I научной конференции. Вологда, Вологодское книжное издательство, 1963.
5 Из истории школы ФЗУ (1923-1933 гг.)   Материалы I научной конференции. Вологда, Вологодское книжное издательство, 1963.
6 Утверждение и развитие школы ФЗУ как массовой профессионально-политехнической школы (1923-1933): Сообщение 2  Известия АПН РСФСР, Новые исследования в пед. науках. № 133, 1964.
7 Возникновение и развитие школы фабрично-заводского ученичества (1916-1933 гг.) (автореферат) М,:МГПИ им. Ленина, 1964.
8 Профессиональное обучение в ГДР Соавтор: Н. Воробьев  Сов. педагогика , № 1.1964.
9 Производственное обучение в школе ФЗУ (тезисы)  Межвузовская конференция по итогам научной работы за 1963 г.Вологда, Вологодское книжное издательство, 1967.
10 Некоторые вопросы профессионального образования в ГДР Соавтор: Н. Воробьев Проф. - техн.образование, № 12. 1964
11 Политехническое обучение в школе ФЗУ (1920-1940) (тезисы)  Материалы межвузовской конференции по итогам научной работы за 1964 год (тезисы докладов), вып. УШ .Вологда Сев. - зап. Кн. Изд-во, 1964.
12 Развитие школы ФЗУ как выраженной профессиональной школы при предприятии (1933-1940): Сообщение 3.   Новые исследования в пед. науках. М., Просвещение, 1966.
13 Луначарский в Череповце (раздел книги)  А.С.Бланк и А.В.Катанников "Череповец" Вологда, Сев.-Зап. 1966. 
14 Урок просится в эфир   Учительская газета 1966, 13 сентября 
15 Развитие и упрочение системы школы ФЗУ в 1923-1933 гг.  Трудовое обучение и воспитание.Ученые записки (ЛГПИ им. Герцена).1967.
16 Роль Н.К.Крупской в строительстве социалистической профессиональной школы. (монография) М., Высшая школа, 1967. 48 с.
17 Школьное радиовещание за рубежом  Сов. педагогика, № 8, 1967.
18 Радио и урок  Начальная школа, № 7, 1967.
19 Вопросы начального обучения и воспитания (отв.редактор)  Вологда Сев. Зап. кн. изд-во, 1967.
20 Студенту-вожатому пионерского лагеря. Методические указания ЧГПИ, Череповец, 1967.
21 Малоизвестная статья Н.К.Крупской "Задачи пролетариата в деле народного образования" (публикация источника и комментарий)  Нач. образование. 1968.
22 Использование радио в связи с уроками природоведения Соавтор: Н. Соколова  Технические средства обучения в школе и в вузе. Сев.-Зап.кн. из-во, 1968. 
23 В помощь студенту-вожатому пионерского лагеря. Методические материалы Саранск, 1968.
24 Во имя жизни (об известном хирурге Н.М.Амосове)  Вологжане в науке и технике. Вологда Сев. Зап. кн. изд-во, 1969.
25 Некоторые вопросы учебного радиовещания в капиталистических странах. (тезисы) Межвузовское совещание по вопросам сравнительной педагогики. М., изд. МГПИ, им. Ленина, 1969. 
26 Н.К.Крупская о развитии профессионального образования (на нем.яз.)   Берусфсбилдунг (ГДР), № 2. 1969.
27 Основные принципы социалистического профессионального образования (глава монографии) Педагогические взгляды и деятельность Н.К.Крупской. М., Просвещение, 1969.
28 Н.К.Крупская - выдающийся государственный и партийный деятель, организатор и теоретик советской школы (брошюра) Саранск, Знание, 1969. 16 с.
29 Н.К.Крупская и профессинально-техническая школа  Проф.-техн. образование, №2. 1969.
30 Поиск продолжается  Народное образование, №10. 1970.
31 Ленинские идеи профессионально-технического образования (на болг.яз.)  Профессионально образование, № 4. София, 1970.
32 Тебе, вожатый! Методические материалы в помощь студенту-вожатому пионерского лагеря (сост.и ред.) Саранск, 1970.
33 К вопросу о возникновении школы ФЗУ   Новые исследования в пед. науках, в. 2. М., 1970.
34 Значение Н.К.Крупской - друга и соратника Ленина - в развитии советского профессионально-технического образования   Основы социалистического профессионального образования: К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (на нем.языке): Научн. труды, Немецкого института проф. образования, № 2. 1970.
35 К вопросу о профессиограмме советского учителя  Сов. педагогика, № 3. 1971.
36 Радиопередача (глава монографии)   Технические средства обучения. М.,Педагогика 1973.
37 Профессионально-техническое образование в СССР (1917-1972 гг.) (монография)  ВНИИ профтех-образования. Л., 1972. 64 с.
38 Воспитание трудовой и общественной активности учащихся в опыте школ ФЗУ /1918-1940  Ученые записки, вып. 135. Горьковский госпединститут, 1972.
39 Полезное исследование по истории профессиональной школы (рецензия).  Проф. техн. образование, № 11. 1972.
40 Опыт проблемных исследований.  Сов. педагогика, № 11.1972.
41 Н.К.Крупская и Мордовия   Краеведение Мордовии. Саранск, Мордкиз, 1973.
42 Рассказы из истории Мордовии: Учебное пособие для 4 класса Сарнск, Мордкиз, 1973.
43 Н.К.Крупская о профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы (монография) М., Высшая школа, 1974. 90с. 
44 Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР: вопросы методологии исследований и истории (отв.редактор сборника, автор)  Горький, ГГПИ, 1974.
45 О некоторых теоретических проблемах исследований в области истории профессионально-технического образования: в СССР  Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР: Вопросы методологии исследований и истории. Горький, ГГПИ, 1974.
46 В.И.Ленин и становление профессионально-технического образования в СССР   Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР: вопросы методологии исследований и истории.Горький, ГГПИ, 1974.
47 Настоящий коллектив рождается в труде  Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в советской педагогике и школе. Вып.1. Вологда, 1974.
48 К.Д.Ушинский о профессиональном образовании  К.Д. Ушинский и современные проблемы просвещения: Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. Чебоксары, ЦС Педобщества РСФСР, 1974
49 К.Д.Ушинский о трудовом обучении и профессиональном образовании  Проф. тех. образование , № 6. 1974.
50 Ленин о профессионально-техническом образовании молодежи. (тезисы)  Проблемы образования молодежи в развитом обществе: Секция 6. (Тезисы докладов и выступлений Всесоюзной научной конференции "Ленин и молодежь"). М., 1974.
51 Из истории борьбы за политехническое направление профессионально-технической школы (1918-1920)  Вопросы трудового воспитания и политех нического обучения в истории советской школы и педагогики Вып.1, Вологда, ВГПИ, 1975.
52 К вопросу о системе общественно-педагогической деятельности студентов  Вопросы содержания и организации педагогической практики: материалы Всесоюзного совещания по педпрактике. Белград, 1975.
53 Ленинские идеи профессионально-технического образования - методологическая основа строительства советской профтехшколы (тезисы) Методологигические основы исследований в области педагогики и психологии профтехобразования. Материалы всесоюзной теоретической конференции, Киев, 1975. М., АПН СССР, 1975.
54 Актуальные вопросы методологии и методики научных исследований по истории профессионально-технического образования в СССР  Там же. М., АПН СССР, 1975.
55 И политически и экономически нам нужно техническое образование. К 100-летию со дня рождения А.В.Луначарского  Проф.-техн. образование, №11. 1975.
56 Политехническое направление профтехобразования как принцип советской системы подготовки рабочих кадров (20-ЗОе гг.)  Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы, Вып.III. Вологда, ВГПИ, 1976.
57 Проблема методов производственного обучения и профессиональной педагогике 20-30-.х годов   Профессионально-техническое образование и трудовое воспитание учащихся//Научные труды; т. 51, (144)Курск (Курский гос. пед. ин-т), 1976.
58 Земля моя, Мордовия! Учебное пособие по истории и природоведению для 3-4 классов Саранск, Мордкиз, 1976. 48 с.
59 История педагогических учений и систем в области профессионально-технического образования (программа исследований) Проблематика научных исследований по педагогике, психологии и экономике профтехобразования. М., АПН СССР, 1976.
60 Инструктивно-методические материалы по педагогической практике студентов (редактор) Саранск, 1977
61 Социально-педагогические проблемы шефства кадровых рабочих над молодыми производственниками в годы строительства социализма в СССР (1918-1937 гг.)  Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции. Казань, 1977,Ч. 1.М., АПН СССР, 1977.
62 То же в книге: В.И.Смирнов Рядом с наставником (с.14-25)  Сов. Россия. М., 1978.
63 О теории политехнизма в профессиональной педагогике 20-30-х гг.   Политехнический принцип в подготовке рабочих высокой квалификации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., ЦС Пед. общ-ва РСФСР, 1979
64 К истории разработки психологических проблем профтехобразования (20-30-е гг.)  Вопросы психологии труда и профтехобразования Иркутск, ИГПИ, 1978.
65 Н.К.Крупская - выдающийся деятель народного образования СССР: методическая лекция. (брошюра) Саранск, Морд. орг-ция общ. "Знание", 1979. 16 с.
66 Управление народным образованием в СССР. Органы внутришкольного управления //А.А.Орлов. Управление средней общеобразовательной школой:Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения пединститута М., Просвещение, 1979. 16 с.
67 Очаг просвещения мордовского народа  Солнечный край: Литературно-художественный сборник. Саранск, Модкиз, 1979.
68 Глубже связать специальное образование с общим: К 100-летию со дня рождения Н.К.Крупской  Проф. тех. образование, № 2. 1979.
69 Опыт трудового воспитания в военные годы  Школа и производство, № 2. 1979.
70 Некоторые вопросы теории и методики комплексного подхода к процессу воспитания  Комплексный подход к воспитанию. Саранск, Мордкиз, 1980.
71 Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940 г.) (монография) М., Высшая школа, 1980. 256 с. 
72 Ленинскому декрету о Главпрофобре - 60 лет.  Проф. тех. образование, № 1. 1980.
73 Педагогическая наука - практике  Проф. тех. Образование № 4. 1980.
74 Говорят документы  Проф. тех. Образование № 10. 1980.
75 Политические, социально-экономические и педагогические истоки наставничесива  Педагогика наставничества. Сов. Россия. М., 1981.
76 Проблемы профессиографии молодого поколения рабочего класса в советской науке 20-30-х гг.  Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской школы и педагогики. М., МОПИ им. Крупской 1980.
77 Роль Центрального института труда в развитии профессиональной педагогики в СССР (1920-1940 гг.)  Вопросы трудового воспитания и политехнического обучении в истории советской педагогики и школы. 1981.
78 Тимошина Т.Г. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и отзывчивости у младших школьников (научный редактор) Саранск, 1981.
79 Советкин Ф.Ф. Рецензия на книгу М.Е.Евсевьева "Мордовская грамматика" (публикация архивного документа) Ф.Ф.Советкин. Избранные труд, т.3. Саранск, Мордкиз, 1981.
80 Комплексный план коммунистического воспитания студентов на весь период обучения (МГПИ им.М.Е.Евсевьева) Саранск, 1981.
81 Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940) (автореферат) Автореферат монографии на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 1981.
82 Очерки истории профессионально-технического образования в СССР (член редколлегии, научный редактор, автор, составитель библиографии).  Педагогика. М., 1981.
83 Разработка теоретических основ профессионально-технического образования (глава монографии)  Педагогика. М., 1981.
84 В.И.Ленин и становление профессионально-технического образования в СССР (глава монографии) М., 1981.
85 Профессионально-техническое образование в СССР в период восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства (1921-1933)   Педагогика. М., 1981.
86 Подготовка квалифицированных рабочих в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства и победы социализма в СССР (1933-1940) (глава монографии)  Педагогика. М., 1981.
87 Политика Коммунистической партии и Советского правительства в области подготовки квалифицированных рабочих в условиях развитого социализма (глава монографии) Соавтор: С.Я. Батышев Педагогика. М., 1981.
88 Воспитательная работа в учебных заведениях профтехобразования (глава монографии) Соавтор: С.Я. Батышев Педагогика. М., 1981.
89 У истоков советской профессионально-технической педагогики: К 100-летию со дня рождения А.К.Гастева   Проф. тех. образование, № 10. 1982.
90 Самостоятельная работа студентов-заочников по курсу "История педагогики" (метод.рекомендации) Саранск,1982.
91 Вопросы истории профессионально-технического образования. Материалы симпозиума (научный редактор коллективной монографии)  ЦС Пед, общ-ва РСФСР, 1983. 160 с.
92 Вопросы периодизации истории профтехобразования СССР (раздел монографии)  Там же. ЦС Пед, общ-ва РСФСР, 1983. 
93 Формирование социалистической концепции профтехобразования СССР (раздел монографии)  Там же. ЦС Пед, общ-ва РСФСР, 1983.
94 Программа для самообразования инженерно-педагогических кадров профессионально-технического образования по истории общей и профессионально-технической педагогики (автор раздела по истории советской школы, руководитель коллектива) М., Высшая школа, 1984.
95 Рассказы из истории Мордовии. Учебное пособие для 4 класса. Изд.2-е доп. и испр.  Саранск, Мордкиз, 1983. 96 с.
96 Воспитательная деятельность мастера профтехучилища   Сов. педагогика, № 5. 1983.
97 II съезд РСДРП и вопросы труда и образования молодых рабочих  Сов. педагогика, № 7. 1983.
98 Училищу - 100 лет Соавтор: Э. Агапова Проф. тех. образование, № 9. 1983.
99 Музей М.Е.Евсевьева. Путеводитель по музею (научный редактор) МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 1984
100 История профессионально-технического образования: итоги, задачи, проблемы Соавтор: СЯ. Батышев  Профтехобразование №5, 1984.
101 Формирование социалистической концепции профессионально-технического образования как историко-педагогическая проблема (тезисы)  Материалы республиканской научно-методической конференции. Баку.1984. АзПИ им. Ленина, Баку, 1984.
102 Социалистическая интеграция в действии.  Проф. тех. образование, № 6. М., 1984.
103 Воспитание общественной активности учащихся школ ФЗУ  Теория и практика обществвенной активности учащихся, в 20-30-е годы.МГПИ им. Ленина, М., 1984.
104 Н.К.Крупская - организатор и теоретик профессионального образования  Сов. педагогика, № 2. 1985.
105 Инструктивно-методические материалы по педагогической практике (отв.ред. соавтор.)  МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 1985
106 С.Я.Батышев. Проблемы обучения и воспитания работающей молодежи (редактор)  М., Высшая школа, 1978
107 Глубокое исследование (рец.).  Проф. тех. Образование, № 4. 1981.
108 Д.Бубрих. Отличия русского языка от мордовского: архивная публикация.  Проблемы мордовско-русского билингвизма.Саранск, Мордкиз, 1985.
109 Методические материалы по педпрактике студентов-заочников (редактор, соавтор.) МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 1985
110 Учебно-воспитательная работа в средних ПТУ (программа) Программа для пединститутов. Сб.3. М., Просвещение, 1986.
111 Просветители и педагоги Мордовского края (ред., составитель, автор предисл.) Словарные статьи: М.Е.Евсевьев, Г.К.Ульянов, Н.К.Крупская Саранск, Мордкиз, 1986
112  "Сельская малокмплектная школа Мордовии": Комплексная целевая программа. МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 1986
113 Программа комплексного исследования проблемы "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплексной школе" СПГИ им. К. Маркса, Смоленск, 1986
114 Методика воспитательной работы (программа)  Проект программы для пединститутов. "Учебно-восп.работа в ОПТУ". Просвещение, М., 1986.
115 Проблемы наставничества: выступление на заседании "Круглого стола".  Сов. педагогика, № 5,1986.
116 Роль студенческой группы в формировании социальной активности будущего учителя  Формирование социальной активности личности учителя.Межвуз.сб. /Под ред. В.А.Сластенина. МГПИ им. Ленина, М., 1985. 
117 Новое о Степане Эрьзе  Сов. Мордовия. 1986, 11 декабря.
118 Уставу школы - энергию ускорения  Сов. Мордовия. 1987, 15 апреля.
119 Целевая программа "Сельская малокомплексная школа"  Сов. педагогика, № 7. 1987.
120 Методика воспитательной работы (программа)  Программы для пединститутов. Сб. 22.Просвещение, М., 1987.
121 О состоянии и перспективах научных исследований по истории профтехобразования: 3-я сессия Научного Совета по проблемам изучения школы и педагогики (изложение доклада) Сов. педагогика, № 10, 1987.
122 То же // Ротапринт, тезисы доклада для обсуждения, НИИ ОП АПН СССР Соавтор: Н.Н. Кузьмин  М., 1987
123 Целевая исследовательская программа "Сельская малокомплектная школа"   Проблемы прогнозирования непрерывного образования, НИИ ОП АПН СССР. М., 1987.
124 Лицом к ученику  Сов. Мордовия. 1988, 20 января.
125 Организация самостоятельной работы студентов: Метод.рекоменд. ( Отв.ред.) МГПИ им. Евсевьева, Саранск 1988
126 Метод.материалы по подготовке и приведению Всероссийской олимпиады "Студент и НТП" ло педагогике для студентов пединститутов и университетов./Научный редактор /МНО РСФСР, Республиканск. Совет по ПИРС/. МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 1988.
127 Марксова концепция профессиональной подготовки рабочих  Сов. педагогика, № 8. 1988.
128 И.Я.Яковлев и М.Е.Евсевьев:проблема педагогических связей (тезисы)  Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и его использование в современной школе: Тезисы докл. республ.. конференции. ЧГПИ им. Яковлева Чебоксары, 1988.
129 Актуальные проблемы профессионального образования в педагогическом наследии Н.К.Крупской (тезисы) Идейное наследие Н.К.Крупской и совр. проблемы перестройки школы.Тезисы Всесоюзн. науч.-практ. конференции.М., 1988.
130 Сын своего народа: Авксентий Юртов - автор первого мордовского букваря  Сов. Мордовия. 1989, 13 апреля.
131 Макар Евсевьевич Ёвсевьев - первый мордовские ученый, просветитель и педагог. методическая лекция. К 125-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева (брошюра) Морд. организация общ-ва "Знание", Морд. отделение педагогического общества РСФСР.Саранск, 1989. 16 с. 
132 Проблемы трудового воспитания и проф. образования в советской педагогике (20-е г.г.)  Школа и производство, № 2, 1990.
133 Проблемы трудового воспитания и проф. образования в советской педагогике (30-50-е г.г.)  Школа и производство, № 3. 1990.
134 Проблемы трудового воспитания и проф. образования в советской педагогике (60-80-е г.г.)  Школа и производство, № 5, 1990.
135 Учебно- воспитательная работа в профтехучилище (программа) Программа спецкурса для всех специальностей (МО РСФСР). 1990.
136 Новые материалы о С.Д.Эрьзе  Художественно-эстетич. ценности в системе культуры. МГУ им. Н.П.Огарева.Саранск, 1990
137 Сельская малокомпл. школа как объект научного исследования  Совершенствование работы сельской школы.Смоленск, 1989.
138 Материалы по истории профтехобразования в СССР // Из истории отечественного профтехобразования (1701-1988): Справочно-библиогр. материалы (МНО РСФСР, Музей истории ПТО Ленинграда и Лен. обл.) Ленинград, 1990
139 Урок в сельской малокоплектной школе (V-IX кл.) Учебное пособие (автор, сост., науч. ред.) Смоленск, 1991. 160 с.
140 Педагогические основы МКШ Соавтор: Э.Р. Рахманов Там же.Смоленск, 1991.
141 Эрзянь буквареньть теицязо  Чилисема, № 4. 1991.
142 Кафедра педагогики и журнал  Сов. педагогика, № 5.
143 Взаимодействие педагогической теории и практики: регионально-национальный аспект (тезисы)  Тезисы докладов Всесоюзных педагогических чтений "Взаимодействие педагогической теории и практики в условиях перестройки" (Волго-Вятский регион) Н.Новгород, 1991.
144 Национальное и общечеловеческое. в пед. воззрениях мордовского просветителя М.Е. Евсевьева  Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе М., 1991.
145 Словник по просвещению, нар. образованию и пед. наукам и комментарий Персоналии  Вестник Мордовского университета, № 2. 1991.
146 Берегово-Сырес. 2-кл. уч-ще  Вестник Мордовского университета, № 2. 1991.
147 М.Н. Петров  Вестник Мордовского университета № 3, 1991.
148 Сабур-Мачкасс. рем. училище  Вестник Мордовского университета№ 3, 1991.
149 А.Ф.Юртов  Вестник Мордовского университета № 4,1991.
150 Саранская земская почта  Вестник Мордовского университета № 5, 1991.
151 Школа для малолетних  Вестник Мордовского университета №6, 1991.
152 В.Х. Хохряков  Вестник Мордовского университета, № 2. 1991.
153 Народное образование в Мордовском крае (дореволюц.период)  Вестник Мордовского университета, № 4. 1991.
154 А.Ф.Можаровский  Вестник Мордовского университета, №7, 1991.
155 Н.В.Никольский  Вестник Мордовского университета, № 8, 1991.
156 Переводческая комиссия ПМС при Братстве св. Гурия  Вестник Мордовского университета, № 9, 1991.
157 А.И.Тюменев  Вестник Мордовского университета, № 9. 1991.
158 Н.П.Барсов  Вестник Мордовского университета, № 1. 1991.
159 Альтернативная педагогика 20-х г.г.  Педагогика, № 3-4, 1992.
160 Современные проблемы психолого-педагогических наук/ Материалы семинаров... (Составитель, редактор)  Саранск, 1992 МГПИ им. М.Е. Евсевьева
161 Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 (Составитель, редактор) Саранск, 1992 МГПИ им. М.Е. Евсевьева.
162 М.М.Бахтин и некоторые вопросы педагогики Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 (Составитель, редактор) Соавтор: О.Е. Осовский Саранск, 1992 МГПИ им. М.Е. Евсевьева.
163 М.М.Бахтин и некоторые вопросы психологии. Соавтор: О.Е. Осовский  Бахтинский сборник-2 М., 1992.
164 Научное наследие М.Е.Евсевьева и современность: Межвуз. сб. науч. тр. (отв. ред. автор) Саранск, 1992 МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 160 с.
165 М.Е.Евсевьев - первый мордовский просветитель и педагог   Там же. Саранск, 1992. 
166 А.Ф.Юртов - учитель Евсевьева:Межвуз. сб. науч. тр. (отв. ред.)  Там же. Саранск, 1992.
167 М.Е. Евсевьев - фотограф:Межвуз. сб. науч. тр. (отв. ред.)  Там же. Саранск, 1992.
168 Н.П.Барсов  Вестник Мордовского университета. 1992, № 1, Саранск, 1992.
169 Журнал "Русская школа за рубежом" как историко-педагогический источник изучения теории и практики отечественного образования в условиях эмиграции  Современные проблемы историко- педагогических исследований. ХII сессия науч.Совета. М.: РАО, 1992.
170 Детский труд и образование детей рабочих в России конца ХIХ - нач. ХХ в. как историко-педагогическая проблема Соавтор: Н.И.Еналеева Там же. М.,РАО.1992.
171 Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 3 /науч.ред./ Саранск, МГПИ, 1993
172 Монотехнизм: из истории альтернативной педагогики 1920-х годов  Современные проблемы психолого-педагогич.наук. Вып.3. Саранск, МГПИ, 1993.
173 С.И.Гессен: странности судьбы  Педагогика, N 6. М., 1993.
174 Роль Н.И.Ильминского в создании учебной литературы для нерусских народов Поволжья  Культурные традиции этносов Повол.-Урал. региона и проблемы совр. образования. М., 1993
175 Историко-педагогическая концепция С.И.Гессена (тезисы) Историко-пед. процесс и совр.проблемы образования. Тезисы ХIV Научного Совета по историко-педагогическим проблемам.М., РАО, 1993.
176 М.Е.Евсевьев и Неофилологическое общество  Филологические заметки. Саранск, 1993.
177 Проблемы социализации личности в педагогической системе ЦИТа  Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М., РАО, 1993.
178 Словарные статьи: Е.Н.Андреев, О.Г.Аникст , С.А.Владимирский , М.К.Горбунова-Каблукова , В.И.Гриневецкий , Г.Ф.Гринько. , В.К.Делла-Вос , А.С.Ершов , Б.Г.Козелев , В.Ф.Ленгник , Миссионерские школы , Монотехнизм , Мордовия , По происхождению мордвин (о М.Н.Петрове) Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., БСЭ, 1993.
179 Г.К.Ульянов:неизвестная страница биографии (к 120-летию со дня рожд)  Вестник Мордовского университета, № 4. Саранск, 1994.
180 Проблема ценностей в философско-педагогической концепции С.И.Гессена  Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., РАО, 1994.
181 С.И.Гессен: свобода и ненасилие в концепции педагогического идеализма/10-20-е гг. ХХ в. (тезисы) Тезисы докладов VII Международной конференции по педагогике ненасилия/ Ч.1.СПб.,РПГУ,1994.
182 Словарные статьи: В.В.Бажанов , Н.П.Барсов , И.Я.Бондяков , В.З.Варламов , М.Е.Евсевьев, И.В.Ишерский , А.Ф.Можаровский , П.П.Масловский , М.И.Наумкин , Н.В.Никольский , М.Н.Петров , Г.К.Ульянов , А.И.Тюменев , В.Х.Хохряков , А.Ф.Юртов История Мордовии в лицах.Биографические очерки. Саранск,Мордкиз 1994.
183 Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. //Тезисы Всероссийской научной конференции по проекту "Национальная школа России" /сост., отв.ред./ Саранск, МГПИ, 1994.
184 Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: состояние и проблемы исследований  Там же. Саранск, МГПИ, 1994.
185 С.И.Гессен - видный педагог и философ Российского Зарубежья 1887-1990  Там же.Саранск, 1994.
186 М.М.Бахтин и проблемы развития педагогической науки (тезисы) М.М.Бахтин и перспективы гуманитарных наук/ Материалы межвуз. конференции (Москва). Витебск, 1994.
187 А.Ф.Юртов - предтеча мордовского просветительства: Материалы к лекции  Саранск, МГПИ, 1995. 16 с.
188 У истоков мордовского просветительства: А.Ф,Юртов, М.Е.Евсевьев(тезисы) Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития. Материалы Республик. науч.конференции. Саранск, МГПИ, 1995.
189 Лекции по истории отечественной педагогики Учебное пособие Соавторы: Ф.А.Фрадкин, М.Г.Плохова М., ТЦ, Сфера, 1995.
190 Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья  Образование и педагогика Российского Зарубежья. Сб. ст. ИНПО МО РФ. М., 1995.
191 Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья  Педагогика, N 3.М., 1995.
192 С.И.Гессен: жизнь, судьба, педагогическое наследие  Научные труды ИНПО МО РФ. Т.2. ИНПО МО РФ, М., 1995.
193 Диалогизм М.М.Бахтина и проблемы педагогич. культуры учителя  Ценностные ориентации в сфере пед.образования: история и современность.НИИ ТОиП РАО. 1995.
194 Современные проблемы психолого-педагогич. наук /Межвуз.сб.науч.тр. Вып.4. Науч.ред. Саранск, МГПИ, 1995
195 Диалогизм Бахтина и педагогическая культура учителя (тезисы)  М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге ХХI века Тезисы II Саранских международных бахтинских чтений в 2-х частях. Ч.1.Саранск, МГУ, 1995.
196 К вопросу об эволюции педагогических взглядов В.В.Зеньковского  История образования: наука и учебный предмет. Материалы Федеральной науч.конференции. Н.-Новгород, 1995.
197 Проблемы философии образования: "Круглый стол"  Вопросы философии, N 11.М., 1995.
198 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз. сб. науч.тр. Вып.5.Науч.ред. Саранск, МГПИ, 1996
199 Г.Я.Трошин - деятель общественно-педагогического движения Российского Зарубежья   Там же. Саранск, МГПИ, 1996.
200 Психологи Российского Зарубежья /20-50-е гг. 20 в./: И.И.Лапшин, Н.П.Лосский, П.А.Сорокин, С.И.Четвериков. Материалы к "Психологическому словарю"  Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Вып.6. Саранск, МГПИ, 1996.
201 Провозвестники русской космической педагогики: Е.И. и Н.К.Рерихи  Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Вып.7. Саранск,МГПИ, 1996.
202 Социально-исторические предпосылки развития педагогической мысли Российского Зарубежья /20-30-х гг. 20 в.  Живые педагогические идеи: к 70-летию со дня рождения А.В.Плеханова.Владимир, 1996.
203 Слово об ученом. Воспоминания об А.В.Плеханове  Там же. Владимир, 1996. 
204 Воспитательная система детского дома:концепция и опыт И.Ф.Свадковского в годы Великой Отечественной войны /1941-1943/  Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. Под ред. Л.И.Новиковой и др. М., НИИ ТОИП РАО,1996.
205 Педагогика Российского Зарубежья /20-50-е гг. ХХ в.  Педагогическое обозрение. 1996, N 4. Н.-Новгород, 1996.
206 Н.О.Лосский - Л.С.Выготский: неслышный диалог  Вопросы психологии. 1996, N 6. М., 1996.
207 Современные проблемы педагогических наук. Межвуз. сб.науч.тр. Вып. 6 /науч. ред./ Саранск, МГПИ, 1996.
208 Современные проблемы педагогических наук. Межвуз. сб.науч.тр. Вып.7 /науч.ред/ Саранск, МГПИ. 1996.
209 Методические рекомендации для стедентов заочников отделения по курсу "Истории образования и педагогической мысли" /науч. ред., соавтор/ Саранск, МГПИ, 1996.
210 Образование и педагогическая мысль в Мордовском крае с древнейших времен до наших дней. Программа спецкурса.  Саранск, МГПИ, 1996.
211 Педагогика. Программа государственной аттестации /Научный редактор, соавтор./ Соавторы: Ю.В.Варданян, Т.И. Шукшина Саранск, МГПИ, 1996.
212 Социальная педагогика /авторская программа/ Саранск, МГУ 1996.
213 Сборник контрольных заданий по педагогике для студентов заочной формы обучения. Авторы - Ю.В.Варданян и Т.И.Шукшина. /Науч.ред./ Саранск, МГПИ, 1996.
214 Основы управления образованием. Программа курса и методич. рек. для студентов. Автор - Т.И.Шукшина. (Науч.ред.). Саранск, МГПИ, 1996.
215 Педагогика. Программа по курсу педагогики для экзамена по канд.минимуму по спец-ти 13.00.01-общая педагогика  Саранск, МГПИ, 1996.
216 Педагогика Российского Зарубежья: хрестоматия. Пособие для пед.ун-тов, ин-тов, колледжей. Соавтор: О.Е.Осовский АПиСН. Моск.психолого-соц.ин-т. М., Ин-т практ педагогики.1996.
217 М.Е.Евсевьев-первый морд.ученый. Художник Ф.В.Сычков (рассказы) Родиноведение. Учебник для 5 класса.Саранск, Мордкиз, 1997.
218 Страницы истории профессиональной педагогики. Профессиональная педагогика: Учебник /Под ред. акад.С.Я. Батышева (раздел учебника) М., Асс. "Профобразование" 1997.
219 Деятели общественно-пед.движения и педагоги Российского Зарубежья. 150 биографий (биографические очерки) Саранск. МГПИ 1997.
220 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.9. Науч.ред. Саранск, МГПИ 1997.
221 К вопросу о периодизации развития пед. науки в Российском Зарубежье   Там же. Саранск, МГПИ 1997.
222 Просвещение и геополитика в Поволжском регионе (2-я пол.19 - нач.20 в.)  История образование и культура народов Среднего Поволжья: Мат-лы Всерос. науч.конференции.Саранск МГПИ 1997.
223 Педагогическая наука в Российском Зарубежье: истоки и ориентиры  Педагогика.1997. N 4. М;. 1997.
224 Образование и пед.мысль Российск.Зарубежья: Тезисы 2-й Всерос.науч.конф. Науч.ред., автор, составитель. Саранск, МГПИ, 1997.
225 Социокультурные и исторические факторы развития пед.мысли в Российском Зарубежье   Там же. Саранск, МГПИ. 1997.
226 Учебная литература для русской зарубежной школы 20-30-х гг.ХХ в. Соавтор: Т.И.Шукшина  Там же. Саранск, МГПИ. 1997.
227 Словарные статьи: И.А.Базанов , С.И.Дергачев , Г.И.Саранцев , В.Х.Хохряков  История Мордовии в лицах Биогр. сб. Кн.2. Саранск, 1997.
228 Школа-лицей - опыт создания педагогической системы /Сост.Ю.П.Митрофанов и др. (Научный редактор) М., Саранск, 1997.
229 Варданян В.А. Теория и практика развития творческого потенциала личности: на мат-ле изодеятеятельности уч-ся худож.гуманитарн. гимназии. Книга для учителя. (Науч.редактор) М., Саранск, 1997.
230 Личностно-ориентированная технология проектирования и проведения педагогических олимпиад в вузе (тезисы) Соавтор: Ю.В.Варданян Методологические и методические проблемы образования личности.Тезисы докладов науч.теоретич.конфе- ренции. Киров, КГПУ, 1997.
231 Всемирный историко-педагогический процесс: история образования и пед. мысли. Программа курса. М., Изд. УРАО 1997.
232 Образование и геополитика: из истории просвещения нерусских народов Поволжья (2-я пол. 19-нач.20 вв) Соавтор: С.В.Грачев Профессиональное образование Казанский пед.журнал.1997 N 3. Казань, 1997.
233 Социальная педагогика. Тематич.план, программа, метод.материалы Тюмень. ТГУ, 1998.
234 Русская высшая школа в анклавах эмиграции (20-40-е гг.ХХ в.)  Регионология, N 1.Саранск, 1998.
235 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.10.(Науч.ред.) Саранск, МГПИ. 1998.
236 Дни русской культуры в Российском Зарубежье (20-30-е гг. ХХ в)   Там же. Саранск, МГПИ, 1998.
237 Российское Зарубежье:образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. ХХ в. / Материалы 2 Всеросс. науч. конф. Науч. редактор, автор, составитель Саранск,МГПИ. 1998, 170 с.
238 Российское Зарубежье: пед.наука в изгнании   Там же. Саранск, МГПИ, 1998.
239 Пед.деятельность и взгляды В.В.Зеньковского   Там же. Саранск, МГПИ, 1998.
240 С.И.Гессен. О понятии и цели нравственного образования (публикация текста) Саранск. МГПИ, 1998.
241 Храмова Г.М., Мелешина С.В. Теория и практика организации совместно-распределенной деятельности как средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя (научный редактор) Саранск, МГПИ, 1998.
242 Целостный педагогический процесс в сельской малокомплектной школе / Программа спецкурса (автор Е.В.Щербакова) (научный редактор) Саранск, МГПИ, 1998.
243 Вопросы образования и воспитания в русской худ. и мемуарн.литературе (2-я пол. 19-нач. 20 в.) / Программа спецкурса (авт. С.В.Грачев, И.А.Зеткина) (научный редактор) Саранск, МГПИ, 1998.
244 Пушкинские "Дни русской культуры в Российском Зарубежье как гуманистический фактор духовного единения эмиграции (20-30-е гг. ХХ в.  Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретич.основы и опыт реализации (конец XIX-90-г.XX вв.) М., ИТОП РАО 1998.
245 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.11.(Науч.ред.) Саранск, МГПИ. 1998.
246 К вопросу об источниках формирования педагогики Российского Зарубежья  Там же. Саранск, МГПИ. 1998.
247 Народные училища по Уставу 1786 года в Мордовском крае   Там же. Саранск, МГПИ. 1998.
248 Сергей Гессен - "терра инконита" русской педагогики  Сибирь. Философия. Образование; Альманах-прил. ж."Образование в Сибири".N 2. Томск-Новокузнецк. РАО-НИПК, 1998.
249 С.И.Гессен. О понятии и цели нравственного образования.  Томск-Новокузнецк. РАО-НИПК, 1998.
250 Статьи: Аникст О.Г. , Веселов А.Н. , Владимирский С.А. , Высшие женские курсы , Вышнеградский Н.А. , Гайсинович С.Е. , Ганнт Г.Л. , Гастев А.К. , Главпрофобр.  , Горнозаводские училища и школы  , Горнопромышленные училища и школы  , Государственные трудовые резервы  , Гриневецкий В.И. , Гринько Г.Ф. , Делла-Вос В.К. , Джилбрет Ф., Ершов А.С. , Железнодорожные училища  , Земские проф. уч. заведения  , История проф.педагогики , Вессель Н.Х.  , Козелев Б.Г. , Коммерческие училища  , Крупская Н.К. , Кузьмин Н.Н. , Курсы ЦИТА  , Лысковский М.В. , Горбунова-Каблукова М.К, Менделеев Д.И. , Монотехнизм  , Моск.общ-во распростр.техн.знаний  , Небольсин А.Г. , Панкевич П.Я. , Пистрак М.М. , Постоянная комиссия РТО по техн.образованию  , Проект общего нормального плана промышл.образования в России  , Профтехучилища, Реальные училища  , Ремесленные училища  , Русское техническое общество , Сент-Илер К.К.  , Советкин Д.К. , Соймонов М. Ф. , Соломин Г.К. , Стебут И.А. , Съезды по техническому и профессиональному образованию , Учебные (учебно-показательные), мастерские  , Ученичество  , Фабрично-заводская семилетка , Фармаковский В. И. , Форд Генри. , Христианович П. И. , Центральный институт труда , Циркуль К.Ю. , Чупров А.И. , Школа фабрично-заводского обучения  , Школа фабзавуча  , Янжул Е.Н. , Янжул И.И. , Шмидт О.Ю. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. /Под ред. С.Я. Батышева. Том 1,2,3. М., АПО.1998.
251 Проектирование и проведение педагогических одимпиад в вузе:личностно-ориентированная технология    Соавтор: Ю.В.Варданян Наука и школа №1, М., 1999. 
252 Педагогическая библиография Российского Зарубежья. (редактор, соавтор.) Саранск,1999, 85 с.
253 Опыт педагогической библиографии Российского Зарубежья (вступ.статья) Педагогическая библиография Российского Зарубежья. Саранск,1999.
254 Философия и история образования. Программа курса. Автор - И.А.Зеткина. (Науч.редактор.) Саранск,1999.
255 Философия и история образования. Программа курса. Автор С.В.Грачев. (Науч.редактор) Саранск,1999.
256 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.12.(Науч.ред.) Саранск, МГПИ. 1999.
257 Педагогическая деятельность и взгляды Д.К.Советкина   Там же. Саранск, МГПИ. 1999.
258 Страницы истории профессиональной педагогики. (раздел учебника) Профессиональная педагогика: Учебник Под ред. акад.С.Я. Батышева. 2-е изд. доп, Асс. "Профобразование" М., 1999 24 с.
259 Научные основы управления школой. Программа курса. Автор Т.И.Шукшина. (Науч.ред.) Саранск, МГПИ 1999.
260 Технологии пед. общения. Программа курса. Автор Т.В.Татьянина. (Научный редактор) Саранск, МГПИ. 1999.
261 Словарные статьи: Неболсин А.Г., Петяев И.М. , Ряппо Я.П. , Русское техническое общество  , Сент-Иллер К.К.  , Формаковский В.М. , Хохряков В.Х.  , Христианович П.П.  , ЦИТ  , Цируль  , Шмидт О.Ю.  , Юртов А.Ф.  , Янжул Е.  , Янжул И.  , Гессен С.И.  , Зеньковский В.В. Российская педагогич. энциклопедия. Т.2. М., БРЭ. 1999.
262 Становление светского образования важная веха в истории Мордовского края (доклад)  Образование в Мордовском крае: история и современность. К 200-летию светских образовательных учреждений в крае. Тезисы региональной науч.-практ.конф. (Саранск, 16 дек.1998 г.). Саранск, МГПИ. 1999.
263 Образование в Мордовском крае: история и современность. К 200-летию светских образовательных учреждений в крае. Тезисы региональной науч.-практ.конф. (Саранск, 16 дек.1998 г.) (Научный редактор) Саранск, МГПИ, 1999.
264 Русская высшая школа и студенчество в эмиграции    Педагогика, № 4. М.,1999.
265 Организация внешкольного образования в условиях эмиграции "первой волны" (20-30-е гг.)   Дополнительное образование, № 2. М.,1999.
266 Педагогическое наследие российской эмиграции (20-50-е гг.)    Магистр, № 1, М.,1999.
267 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.13.(Науч.ред.) Саранск, МГПИ. 1999.
268 Личность и свобода в философско-педагогич. наследии С.И.Гессена    Там же. Саранск, МГПИ. 1999.
269 Гуманистическая педагогика Сергея Гессена     Профессиональное образование,Казанский педагогический журнал. № 4 Казань, 1999.
270 Словарные статьи: Гессен С.И. , Ершов М.Н. , Зеньковский В.В. , Лапшин И.И. , Лосский Н.О., Педагогика русского космизма , Сорокин П.А. , Рерих Е.И. , Рерих Н.К. , Трошин Г.Я. , Четвериков С.И. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике. Под ред.С.А.Завражина. Владимир, 2000.
271 История профессионально-технического образования в России: главы 1-8 / Под ред.С.Я. Батышева ( колл. монография) М., Ассоциация проф. образованиия, 2000.
272 С.И.Гессен. Педагогические Сочинения. Сб.избр.произв. (Составитель, соавтор вступ.ст. и комментариев) М.,-Саранск 2000. 480 с. 
273 Очерки истории и педагогической мысли Мордовского края. Составитель, науч. редактор, автор введения и глав. (колл. монография)  М.: Саранск, МГПИ им.Евсевьева- РГНФ 2000. 208 с.
274 Педагогическая деятельность и взгляды Г.Я. Трошина   Профессиональное образование Казанский пед.журнал, 2000. № 1, Казань, 2000.
275 Очерки истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. 20-50-е гг. ХХ в. Составитель, науч. редактор, автор введения и глав (колл. Монография) М.: Саранск., МГПИ им.Евсевьева- РГНФ , 2000. 232 с. 
276 Современные проблемы психолого-педагогических наук. Межвуз. сб. науч.тр. Вып.17. Ч.1-2. Научный редактор. Саранск, МГПИ, 2001 . Ч.2. 
277 История профессионального образования России: проблемы методологии исследований    Современные проблемы психолого-педагогических наук. 2001. Вып.17.Ч.1. С.3-8 
278 В.В.Зеньковский. Ушинский (публикация статьи) М., Педагогика. 2001. № 6. С. 
279 Педагогическая деятельность и взгляды Г.Я. Трошина   М., Дефектология , 2001. №
280 Образование и пед. мысль в Мордовском крае.. 16-нач.20 в.. Сб.документов и материалов. Науч. редактор.  Саранск. МГПИ, 2001. 
281 Грачев С.В. Геополитический подход к истории образования нерусских народов Российской империи. Научный редактор Саранск. МГПИ, 2001
282 Республика Мордовия. Образование// Мордовия. Энциклопедия .Саранск. Мордкиз. 2001.С. 48-52. .Саранск. Мордкиз. 2001
283 Комплекс тематических и биографических статей по проблемам образования //Мордовия. Энциклопедия (автор, соавтор, научный редактор. Саранск. Мордкиз. 2001
284 Заметки о геополитическом подходе в области образования// Современные проблемы психолого-педагогических наук. Межвуз.сб.науч.тр.Вып.18. .3-6. М.-Саранск. МГПИ им.М.Е.Евсевьева. . 2002
285 Закон о школе 1958 года и преобразование системы государственных трудовых резервов // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Межвуз.сб.науч.тр. Вып.19. С.3-5  Саранск. МГПИ им.М.Е.Евсевьева. 2002
286 Методологические проблемы исследования истории профессионально-технического образования России // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов Ш Международной научн.-методич. конф преподавателей вузов, ученых и специалистов. (30-31 янв. 2002 г.). С.144-48 Н.Новгород. ВКИПА. 2002
287 Современные проблемы психолого-педагогических наук. Межвуз.сб.науч.тр. Вып.18 - 118 с. Научный редактор сборника. Саранск, МГПИ им.М.Е.Евсевьева.. . 2002
288 Современные проблемы психолого-педагогических наук. Межвуз.сб.науч.тр. Вып.19 – 137 с.Научный редактор сборника.  Саранск, МГПИ им.М.Е.Евсевьева.. 2002
289 Воспоминания из военного детства// Для них тыл был фронтом. Сборник. С.321-325 Саранск .Мордкиз 2002
290 Педагогика. Материалы к курсу педагогики для подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования. Саранск, 2002. 23 с. Сосоставитель и научный редактор Саранск, МГПИ им.М.Е.Евсевьева.. 2002
291 Зеткина И.А. Национальное просветительство Поволжья (2-я Пол.19- нач. 20 в.). Научный редактор Саранск, МГПИ им.М.Е.Евсевьева.. . 2002
292 Грачев С.В. История и современные проблемы образовательной политики в Поволжье. Программа курса по выбору. Саранск, 2002. – 22 с. Научный редактор. Саранск, МГПИ им.М.Е.Евсевьева.. . 2002
293 Методологические проблемы исследования истории профессионального образования России // Образование и наука. Известия УО РАО. 2002. № 1(13). С.11-18 Екатеринбург: УО РАО. 2002
294 Комплекс тематических и биографических статей по проблемам педагогики и образования //Педагогический энциклопедический словарь (член редколлегии, автор статей.  М., Изд-во «Большая российская энциклопедия». 2002
295 Профессиональное самоопределение учащихся ДХШ в художественной деятельности как психолого-педагогическая проблема // 7-я Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки.). «Голубая Ока». 20-24 окт.2002 г.- С.27-29. (В соавт. с И.Л.Левиным), Н.-Новгород 2002
296 Проблемы совершенствования понятийно-категориального аппарата профессиональной педагогики // Проблемы профессионального образования молодежи. Межрегион. сб.науч. тр. Ч.1. С.4-13. Саранск-Пенза-Тольятти ПГПУ, МГПИ, ТУ, ПГУ 2002
297 Кобозева И.С. Национальная ориентация российского музыкального образования: историко-педагогический анализ. Саранск. 184 с. Научный редактор.  Саранск, МГПИ им.М.Е.Евсевьева.. 2002
298 Муниципальная программа развития образования г.Саранска на 2001-2005 гг. Саранск, 2001. 35 с. Научный редактор.  Саранск. ГУО 2002
299 Образование в Мордовском крае // Мордовия. Энциклопедия. Саранск. Мордкиз, 2002 
300 Заметки о геополитическом подходе в области образования// Современные проблемы психолого-педагогических наук.  Межвуз.сб.науч.тр. Современные проблемы психолого-педагогических наук.  Межвуз.сб.науч.тр. Вып.18. Саранск, МГПИ, 2002. С.3-6
301 Методологические проблемы  исследования истории профессионально-технического образования России // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов Ш международной научн-методич. Конф преподавателей вузов, ученых и специалистов. (330-31 янв.  2002 г.).  С.144-148 Н.Новгород, ВКИПА, 2002 С.144-148
302 Закон о школе 1958 года и преобразование системы государственных трудовых резервов // Современные проблемы психолого-педагогических наук.  Межвуз.сб.науч.тр. Вып.19. Саранск,МГПИ, 2002. С.3-5
303 Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Сосост.,  автор вступит. статьи, библиографии Саранск-М, РГНФ-Кр.Октябрь 2002
304 Комплекс статей   (47) //Мордовия. Энциклопедия. Т.1. Автор, член редсовета, ред. Отдела  Саранск, Мордкиз, 2003
305 Комплекс статей // Российский пед.словарь. Автор,  член ред, совета.  М., БРЭ, 2002
306 Страницы истории образования в Мордовском крае: постреволюционный период. Науч.ред., автор статьи  Саранск, Кр.Октябрь, 2003
307 Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.20.(Науч.ред.) Саранск, МГПИ,  2003
308 М.Е.Евсевьев- ученый, педагог, просветитель Соавтор: И.А.Зеткина Саранск,  Кр.Октябрь, 2003
309 Развитие педагогических наук в Мордовском крае // Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Межвуз.сб. науч.тр. Вып.20.(Науч.ред.) Саранск, МГПИ,  2003
310 А.Ф.Юртов – предтеча мордовского просветительства    Авксентий Юртов: Сб. статей документов и материалов. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2004. С.6 – 14. 
311 Г.Я.Трошин: у истоков психологии творчества               Актуальные проблемы истории педагогики: от диалогизма историко-педагогического познания –  к диалогизму историко-педагогического процесса: сб. статей участников международной научно-практической конференции,  посвященной  70-летию члена-корреспондента РАО Ф.А.Фрадкина. 2-3 февраля 2004 г. / МАНПО; Владимирский гос.пед.ун-т. Владимир, 2004. С.133 – 139.


Сайт управляется системой uCoz