Л.И. Богомолова ПЕДАГОГИКА РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА Изучение педагогики Российского Зарубежья как феномена российской культуры связано со многими трудностями, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Во-первых, это проблемы, связанные с недостаточным, с нашей точки зрения, проникновением в идеи православия, лежащие в основе этого явления, недостаточное их принятие. В последние годы опубликовано довольно много работ, посвященных православной педагогике вообще и педагогике Российского Зарубежья, в частности. Время восторга и описательности уступает место сущностному анализу, который влечет за собой больше вопросов, чем ответов. Например, может ли неверующий в Бога исследователь постигнуть всю глубину и своеобразие основополагающих постулатов православной педагогики, понять и адекватно оценить сущность таких понятий как "соборность", "духовность", "совесть" и т.д. Во-вторых, несмотря на достаточно большое количество публикаций, сказывается ограниченность источников базы. Кроме того, неразработанность методологических оснований для изучения таких явлений, встреча с которыми происходит впервые. Вместе с тем, на пути изучения, постижения идей педагогики Российского Зарубежья как сложнейшего и уникального феномена встает множество трудностей, связанных не только с когнитивными проблемами, использованием новых терминов и понятий и др., но и с методологическими установками самих исследователей, в которых часто доминирует однозначность суждений и смыслов, что часто приводит только к восторженным оценкам или к полному неприятию. Вероятно, результаты исследований будут зависеть от того, сколько и каких вопросов мы зададим себе, другим исследователям, изучаемым текстам и, соответственно, столько рано или поздно и получим ответов. С нашей точки зрения, приблизиться к поставленным задачам в настоящее время может помочь принцип диалога, который дает возможность принять "другую логику", "другую культуру", "другой голос", "другой смысл". Сущностный диалог поможет не только проникнуть в суть понятий "соборность", "духовность", "грех" и др., но и ответить на насущные вопросы современного образования. Диалог при изучении различных педагогических явлений выступает в различных своих проявлениях. В первую очередь, идею диалога можно рас сматривать как методологический принцип, определяющий направленность, смысл наших исследований. Принцип диалога направляет нас, когда мы хотим понять своеобразие педагогики В.В. Зеньковского или С.И. Гессена, или других мыслителей Российского Зарубежья, в связи с тем, что наша педагогика по преимуществу остается в рамках материалистической или "нововременной"1 парадигмы, стремясь все объяснить, логически связать. А христианская педагогика основана на вере, на принятии, например, постулатов о духе и духовности, изначально присущей человеку, о "кресте" как логике духовного развития каждого человека и ее внутренней неизменности. В то время, как советская педагогика ставила жизненный путь человека в прямую зависимость от внешних обстоятельств, от социальных условий, христианская антропология утверждает его независимость от происходящего во вне. Или воспитание нравственности в советской педагогике часто отождествлялось с духовным воспитанием и рассматривалось как рядоположенное с умственным, трудовым, физическим и др., в педагогике В.В. Зеньковского духовное воспитание рассматривается как основная цель и задача, которой подчинены все другие умственное, физическое и т.д. Центральным понятием практически любой педагогической концепции является понятие личности, но понимание, наполнение этого понятия в них не является однозначным. Так, личность и духовность, по В.В. Зеньковскому, тождественные понятия. Человек и есть личность, потому что ему изначально присуща духовность. "Все в человеке потому и личностно, что все соотнесено к духовному началу, что человек всегда и во всем духовен. Эта духовность не "самосуща", она загадочно сочетается с ее тварностью, но все же она есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр ("реальное я"), основа индивидуальности человека его ядро."2 Личность не формируется в процессе развития, а задается человеку как тема творческого раскрытия и осуществления его творческих талантов, это то, что придает каждому своеобразие. Безусловно, принятие такого содержания понятия личность требует от исследователя диалогичности, постоянного соотнесения с другими трактовками. Стремление возродить и сохранить традиционную православную русскую культуру приводит сегодня к созданию русских школ, школ православной ориентации и т.д., что, без сомнения, актуализирует идеи В.В. Зеньковского, С.И. Гессена, Н.А. Бердяева и др. Вместе с тем, существует опасность механистического переноса идей без учета современных общественно политических, социокультурных и собственно образовательных реалий, тем более, что сознание подрастающего поколения можно охарактеризовать, по терминологии В.С. Библера, как "нововременное", т.е. рациональное, в основе которого лежит постулат "Знание сила", в то время, как имея дело с православной педагогикой, мы обращаемся к таким понятиям как "вера", "церковность" и др. Педагогика Российского Зарубежья одной из своих основных задач ставила сохранение в условиях "иной культуры" культуры русской православной в умах и душах подрастающего поколения, вынужденного жить в эмиграции. И хотя сегодня наша культура не находится в изгнании в прямом смысле слова, но социально-экономические условия таковы, что стремление к западным экономическим идеалам неизменно приводит и к засилию "иных", чуждых традиционным представлениям о духовности и нравственности образцов культуры, отношений, поведения. Поэтому стремление сохранить лучшее в отечественном образовании большинство авторов связывает с национальными традициями, которые вырастали из православия. Духовное воспитание центральная проблема педагогики Российского Зарубежья. Каждому человеку необходимо открыть в себе духовную жизнь, "а то можно и всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне, лишь изредка ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной".3 Современные представления о духовности чаще всего связывают ее со всем положительным, т.е. истинно человеческим в человеке, в то время как В.В. Зеньковский показывает, что духовная жизнь есть сердцевина личности во всех ее проявлениях: "Человек духовен и в грехе, и в добре, в истинном знании и в заблуждениях, в поклонении красоте и в чувственности и то, что мы остаемся духовны всегда и во всем, означает такую нерасторжимость, единичность и неповторимость связи духовной стороны психофизической организации, что начало личности, будучи, как мы видели по существу чисто духовным, пронизывает собой все в человеке."4 Эта двусторонность, внутренний диалогизм присущи человеку на протяжении всей его жизни, определяют путь личности. Каждый человек призван идти своим индивидуальным путем, который определяется его духовными особенностями, неизменными и независящими от внешних условий жизни эта внутренняя неизменность, заданность логики духовной жизни носит название "креста". О педагогике Российского Зарубежья можно сказать, что она внутренне диалогична, так как лежащая в ее основе христианская антропология содержит такие дихотомии, как жизнь смерть, добро зло, земное вечное бытие и др., да и природа самого человека двуедина, включает в себя одновременно индивидуальное и социальное. На двойственную природу личности В.В. Зеньковский обращает внимание еще в одной из ранних своих работ "Социальное воспитание": "Личность двойственна в своем самопонимании, она двойственна в своей активности; она служит себе лишь постольку, поскольку служит социальной среде, она понимает себя постольку, поскольку понимает живую социальную среду"5. Успешное социальное взаимодействие ребенка с социальной средой возможно только на основе диалогических отношений с ней и зависит от богатства субъектного опыта, ошибочное понимание индивидуальной стороны других людей очень часто приводит к конфликтам. Человек, проектируя свой социальный опыт на других, часто не понимает чужую духовную и душевную жизнь и не старается ее понять, но только понимание других, по мнению В.В. Зеньковского, ведет и к самосознанию. На дуализм русской морали, содержащей одновременно темные и светлые стороны указывает и Н.А.Бердяев.6 В связи с вышесказанным можно говорить о том , что диалог выступает и как методологический принцип, и как принцип воспитания. Диалогичность педагогики В.В. Зеньковского выражена им самим в принципе: "человек к человеку неравнодушен". Эта элементарная социальная отзывчивость, этот простейший и основной социальный резонанс создает возможность (субъективную) социального общения, открывает в замкнутой системе индивидуальной психики "двери и окна" для проникновения в чужой социальный мир, для раскрытия своего мира".7 В основе социального взаимодействия, таким образом, лежит диалог личностей, стремящихся достичь состояния, соответствующего понятию "соборность". Это понятие, обозначающее системообразующее качество личности, является одним из основных в православной педагогике. Однако, анализ соответствующей литературы показывает, что его толкование в педагогическом аспекте имеет различные смыслы у разных авторов. Если Н.А. Бердяев обозначает его двойным термином "коммюнотарность" и "соборность", определяя его как общинное "непосредственное отношение человека к человеку через Бога, как внутреннее начало жизни" и "как пребывание в любви церковного народа и Духа Святого"8, то В.В. Зеньковский выделяет естественную или "натуральную" соборность, которая обозначает "органический тип социальной связанности" /например, семья/, и благодатную соборность, как сочетание "человеческой стихии с божественной".9 Вместе с тем и Н. Бердяев, и В. Зеньковский считают "соборность" способом "преображения", единственной возможностью преодолеть постоянное противоречие между социальным и индивидуальным в человеке. Не менее интересной иллюстрацией внутренней диалогичности педагогики, в основе которой лежит православная традиция, является дихотомия "добро зло". По мнению В.В. Зеньковского, зло связано с духовной жизнью человека не менее чем добро. Грех, как проявление зла по своему духовному смыслу "есть болезнь духа и только через дух он сообщается и душе и телу".10 В связи с этим постулат о том, что греховное начало невыводимо ни из личного опыта ребенка, ни из его наследственности очень важен для педагогики, он побуждает воспитателя направлять свое внимание не на поведение ребенка и даже не на его мотивы, а на состояние духовности, при сущей ему. Вся духовность в человеке заполнена преодолением изначальной раздвоенности греха и образа Божьего. Вероятно, в православной педагогике вообще невозможен такой термин как "бездуховный человек" или "бездуховная личность". Развитие педагогики Российского Зарубежья есть еще и постоянный диалог с советской педагогикой, стремление сохранить в воспитании православную традицию. Свидетельством этому могут служить многие работы отечественных мыслителей, оказавшихся за рубежом, в частности, работа С.И. Гессена "Судьба коммунистического идеала образования", в которой видна не только негативная оценка направления развития советской школы, но и стремление осознать, какой же должна быть школа в России. К интересным выводам приводит и попытка выстроить мысленный диалог понятий, которыми апеллируют советская педагогика и педагогика, основанная на христианской антропологии: дух долг духовность ощущение принадлежности любовь к коллективу совесть политическое воспитание соборность коллективизм добро классовое чувство грех дисциплина стыд наказание личность коллектив В результате сравнения 2 и 11 возникают два различных образа педагогики, два образа воспитания, которые прежде всего различаются своими методологическими основаниями, что, безусловно, затрудняло реальный диалог. Это две разных философии образования. Различия в используемых понятиях очевидны, различны и педагогические смыслы, которые Зеньковский и Макаренко хотели донести до читателя. Могли ли понять друг друга педагоги, объясняющиеся на разных педагогических языках? В педагогике Российского Зарубежья диалог может рассматриваться и как прием обучения и воспитания, требующий от педагога особого отношения к ребенку. На пагубность навязывания своей точки зрения учителем указывают практически все педагоги и В.В. Зеньковский, и С.И. Гессен, и И.А. Ильин и др. Учитель должен раскрывать вместе с учеником смысл изучаемых понятий, по выражению С.И. Гессена, приводить их в "динамическое состояние"12, чтобы у ребенка возникло личностное к ним отношение. Таким образом, попытка рассмотреть феномен педагогики Российского Зарубежья с точки зрения диалога приводит к выводу о том, что она представляет собой внутренне диалогичную систему. Диалог в ней выступает и как методологический принцип, и как принцип и прием обучения и воспитания. Примечания 1.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.,1991. 2.3еньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993.С.47. 3.Там же. С.48. 4.Там же. С.51. 5.Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996. С.321. 6.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.С.7879. 7.3еньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М..1993.С.89. 8.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.С.294,295. 9.3еньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993.С.95. 10.Там же. С.76. 11.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8ми т./Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М., 1986. 12.Гессен С.И. Мировоззрение и образование// Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. С.101 120.