ПРЕДИCЛОВИЕ |
Тезисы II Всеросcийской
научной конференции
Образование и педагогическая мысль в Российском
Зарубежье
В ноябре 1994 г. в Саранске, в МГПИ им.
М.Е.Евсевьева, совместно с Институтом
национальных проблем образования МО РФ была
проведена Первая Всероссийская научная
конференция "Образование и педагогическая
мысль Российского Зарубежья", ставившая целью
объединение ученых, заинтересованных в изучении
истории русской школы и педагогики в условиях
эмиграции 20-50-х гг. ХХ в., обобщение и обсуждение
накопленных научных материалов, выявление
актуальности проблемы для образования
русскоязычной молодежи в Новом Зарубежье и
решения воспитательно-образовательных проблем
современной России. По итогам конференции,
помимо тезисов конференции (Саранск, 1994),
Институтом национальных проблем образования был
издан сборник "Образование и педагогика
Российского Зарубежья"(М.,1995). А позднее
подготовлен сборник документов "Русская школа
за рубежом. Исторический опыт 20-х годов"(М., 1995).
Активное обсуждение проблем развития школы и
педагогики в Российском Зарубежье позволило
объединить значительную группу ученых. В МГПИ
им.М.Е.Евсевьева создана научная лаборатория,
членам которой выделен исследовательский грант
РГНФ на 1997-99 гг. Тема вошла в План ведущих научных
исследований РАО. Группы, изучающие эту проблему,
появились в др.городах. Важная роль в освещении
темы принадлежит журналу "Педагогика",
открывшему рубрику "Из истории русского
зарубежья: образование и культура". Благодаря
этому укрепилось сознание того, что образование
и педагогика Российского Зарубежья -
неотъемлемая часть истории образования, науки и
культуры России, требующая внимания и изучения.
Таковы, коротко, относительно отдаленные научные
результаты, которые принесла Первая
Всероссийская научная конференция. Сегодня,
благодаря поддержке РГНФ, созданы условия для
плодотворного и содержательного обсуждения
результатов исследований научных групп и
отдельных ученых за прошедший период, научного
диалога по наиболее сложным и спорным вопросам,
укрепления содружества ученых для косолидации
усилий по их разрешению. Публикуемые тезисы
отражают авторские позиции, выражая нередко
альтернативность подходов ученых к различным
сторонам проблемы и создавая основу для
плодотворного диалога.
Оргкомитет выражает глубокую признательность
Российскому Гуманитарному Научному Фонду за
финансовую поддержку конференции.
Сборник содержит тезисы докладов и сообщений
Второй Всероссийской научной конференции
"Образование и педагогическая мысль
Российского Зарубежья. 20-50-е гг. ХХ в."(Саранск,
Мордовский государственный пединститут
им.М.Е.Евсевьева, 16-18 октября 1997 года). В
приложении дается примерная тематика
исследований по данной проблеме. Материалы
сборника адресованы интересующимся вопросами
развития педагогики, философии образования,
культуры и науки в Российском Зарубежье в 20-50-е
гг. ХХ в., проблемами образования, воспитания и
социализации подростающих поколений российской
эмиграции. |
НАШИ
АВТОРЫ |
Осовский
Е.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой научных ос-
нов образования МГПИ им.М.Е.Евсевьева,
член-корр.РАО. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В
РОССИЙСКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (20-50-е гг.ХХ в.)
Богуславский М.В. ,д.п.н., вед.
науч. сотрудник Института теории образования и
педагогики РАО, акад. АТП (Москва). НОВАЯ
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАКТОВКЕ МЫСЛИТЕЛЕЙ
РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (1920-50-е гг.)
Александрова Р.И., д.ф.н.,
профессор, зав. кафедрой фило- софии МГУ
им.Н.П.Огарева, акад. АСПН. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В
ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ:
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Чашина Ж.В.,аспирант МГУ
им.Н.П.Огарева. СООТНОШЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И
ПРАВА В ТРУДАХ С.Л.ФРАНКА
С.И.Бреев , к.п.н., проф. (МГУ
им.Н.П.Огарева). Н.И.Мешков ,зав.каф.
педагогики МГУ им.Н.П.Огарева, д.пси- хол.н., проф.
ИСТОКИ ХРИСТИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО
В.А.Сухачева , к.п.н., старший
преподаватель кафедры об- щей педагогики МГПИ
им.М.Е.Евсевьева. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В
РУССКИХ ШКОЛАХ ХАРБИНА
П.Н.Осипов , ., д.п.н., вед.науч.сотр.
Ин-та среднего спе- циального образования РАО
(Казань). Л.Н.Осипова , учитель ДЮШ
олимпийского резерва (Казань). ПРОБЛЕМА
ДУХОВНОСТИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Е.И.РЕРИХ
Г.Н.Козлова , к.п.н.,
ст.преп.(Нижегородский ГПУ). ГИМНАЗИЯ РОССИЙСКОГО
ЗАРУБЕЖЬЯ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ОПЫТА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ
В.С.Веркашинская ,ассистент
(Нижегородский ГПУ). ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИЙСКОГО
ЗАРУБЕЖЬЯ: НАСЛЕДИЕ Н.К. И Е.И.РЕРИХОВ ("ЖИВАЯ
ЭТИКА")
Е.А.Курносикова , , к.флсф.н., доц.
(МГУ им. Н.П.Огарева). ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ В
НАСЛЕДИИ ФИЛОСОФОВ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Л.А.Романова , к.п.н., доц.
(Владимирский ГПУ). СООТНОШЕНИУ ВЕРЫ И РАЗУМА В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО
Л.И.Богомолова , к.п.н., доц.
(Владимирский ГПУ). ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
А.Б.Измайлова , к.п.н., доц.
(Владимирский ГПУ). ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ
ПЕДАГОГИКИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
В.А.НИКИФОРОВА-ВОЛГИНА
В.А.Мосолов ,зав.каф. Центр. Ин-та
ПК РР и С профобразова- ния Минобразования РФ,
к.флсф.н., доц., чл.-корр.БПА (СПб.). , к.флсф.н., доц.
(С.-ПбГУ). КРИТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В
ВОЗЗРЕНИЯХ ФИЛОСОФОВ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
В.М.Мальцева , к.п.н., доц.
(Смоленский ГПУ). ПРОБЛЕМА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО
Н.А.Белканов , к.п.н., доцент
кафедры педагогики Елецкого пединститута.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВЕТОЛОГИЯ О РУССКИХ
ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Т.Г.Пискарева , ассистент
(Нижегородский ГПУ). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД
РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
(1927 г.)
Г.Н.Кораблева , ассистент (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева) ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО
ЗАРУБЕЖЬЯ В КУРСЕ "ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ" В
ПЕДВУЗЕ
Г.А.Трофимова , аспирантка (МГУ
им. Н.П.Огарева). ЭТНОЭТИКА В КОНТЕКСТЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.И. ГЕССЕНА
В.Е.Дерюга , аспирант (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). КРИТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА
С.И.ГЕССЕНА
И.А.Зеткина , к.п.н., доц. (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). С.И.ГЕССЕН КАК ИСТОРИК
ПЕДАГОГИКИ
А.А.Касьян , проректор
Нижегородского пед.университета, д.флсф.н., проф.
РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ В КОНТЕКСТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
С.И.Дорошенко ,, к.п.н., доц.
(Владимирский ГПУ). ПУТЬ ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА К БОГУ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА ( ДИАЛОГ В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ - Н.О.ЛОССКИЙ)
М.А.Кондратьева ,, зав.каф.
педагогики Глазовского ГПИ,к.п.н., доц. РУССКАЯ
ГИМНАЗИЯ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ
В.И.Додонов , директор Ин-та
теории образования и педагогики РАО, д.ист.н.,
проф., акад. РАО (Москва). ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
С.В.Грачев , к.п.н., ст. преп. (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). П.Н.МИЛЮКОВ КАК ИСТОРИК
ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Г.Осовский , д.п.н., профессор,
зав.кафедрой научных ос- нов образования МГПИ
им.М.Е.Евсевьева, член-корр.РАО. Т.И.Шукшина
, к.п.н., доц. (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). УЧЕБНАЯ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ
А.А.Фролов , , д.п.н., проф.
(Нижегородский ГПУ). А.С.МАКАРЕНКО В ОЦЕНКЕ
РУССКОГО СОВЕТОЛОГА
О.Е.Осовский , зав.каф. истории
мировой и национальной (мордовской) культуры
МГПИ им.М.Е.Евсевьева, д.фил.н., проф. Н.М.БАХТИН В
КУЛЬТУРЕ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Н.И.Воронина ,, зав.каф.
культурологии МГУ им.Н.П.Огарева, д.флсф.н., проф.,
акад.АСПН. МУЗЫКАЛЬНАЯ "МОДЕЛЬ МИРА" СЕРГЕЯ
РАХМАНИНОВА
М.В.Логинова , к.флсф.н., доц. (МГУ
им. Н.П.Огарева). НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРОВЕНИЕ
БЫТИЯ В КОНЦЕПЦИИ С.Л.ФРАНКА
И.Л.Сиротина , к.флсф.н., доц. (МГУ
им.Н.П.Огарева). Г.П.ФЕДОТОВ О КУЛЬТУРЕ И
ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ
О.Е.Осовский , зав.каф. истории
мировой и национальной (мордовской) культуры
МГПИ им.М.Е.Евсевьева, д.фил.н., проф. О.Ю.Осьмухина ,аспирантка (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЛАЗАМИ РУССКОГО ПРОФЕССОРА (БИОГРАФИЧЕСКИЙ
ОПЫТ В.В.НАБОКОВА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ)
А.Г.Абрамова , аспирантка (МГУ им.
Н.П.Огарева). МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭРОСА В
ФИЛОСОФИИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
А.А.Сычев , аспирант ( МГУ им.
Н.П.Огарева). ТРАГИЗМ И КОМЕДИЯ РЕВОЛЮЦИИ:РОССИЯ
Н.А.БЕРДЯЕВА И Н.В.ГОГОЛЯ
И.И.Ляпина , к.фил.н, доц. (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева); А.Ю.Ляпина ,
студентка (МГУ им.Н.П.Огарева). РУССКИЕ РЕАЛИИ В
КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ( дискурсная
стилистика В.Набокова)
М.М.Старикова , учитель школы N 40
г. Саранска. МИР ДЕТСКОЙ ДУШИ В РАССКАЗАХ Н.А.
ТЭФФИ
Н.А. Русакова , аспирантка (МГУ
им. Н.П.Огарева). ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
В.И.Косик , редактор журнала
"Педагогика", д.ист.н., проф.(Москва) ПЕРВАЯ
РУССКО-СЕРБСКАЯ ГИМНАЗИЯ В БЕЛГРАДЕ. 1920-1944 гг.
Н.И.Еналеева , ,к.п.н., доц. (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ
В ПЕДАГОГИКЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Л.Ю.Автайкина ,ассистент (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева) Г.Я.ТРОШИН КАК УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ
(1874-1938 гг.)
О.И.Бурова , лаборант (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Л.ФРАНКА.
Л.Е.Шапошников ,., проректор
Нижегородского пед. университе- та, д.флсф.н.,
проф. ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.БЕРДЯЕВА
И.В.Клюева , , к.флсф.н., доц. (МГУ
им.Н.П.Огарева). НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В
ТВОРЧЕСТВЕ С.Д.ЭРЬЗИ
М.Д.Мартынова , проректор МГУ
им.Н.П.Огарева, к.флсф.н., доц. МЕТАФИЗИКА ПОЛА В
ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ:В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ
И Н.А.БЕРДЯЕВ
О.В.Васильева , РУССКИЕ БАЛЕТНЫЕ
СЕЗОНЫ ДЯГИЛЕВА ЗА РУБЕЖОМ
В.П.Киржаева , к.фил.н., доц.(МГУ
им.Н.П.Огарева). ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В
УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ: ДИСКУССИИ СЕРЕДИНЫ 20-х годов
Кирдяшова Е.В. ,аспирантка (МГПИ
им.М.Е.Евсевьева). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ:
С.И.ГЕССЕН - В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ |
|