СОДЕРЖАНИЕ

Биография

ОСОВСКИЙ Ефим Григорьевич, Доктор педагогических наук, Профессор, Член-корреспондент Российской академии образования,
Действительный член Международной Педагогической Академии
СОДЕРЖАНИЕ
Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура 20--50-е годы XX века.

Осовский Е.Г. Российское Зарубежье: педагогическая наука в изгнании (20е 50е годы XX века)

Богуславский М.В. Ценности образования в наследии философов Русского Зарубежья (1920-е - 50-е гг.)
Александрова Р.И., Белкин А.И. Философия образования Российского Зарубежья: духовно--нравственные искания
Осовский О.Е. Интеллектуальное пространство Российского Зарубежья как социокультурная проблема
Богомолова Л.И. Педагогика Российского Зарубежья в контексте диалога
Белканов Н.А. Педагогическая советология о русских исторических корнях советской школы и педагогики
Кондратьева М.А. Русская гимназия в эмиграции: основные ценности образования (20-е годы ХIХ в.)
Суханова В.А. Внешкольное образование в Российском Зарубежье (20-30-е гг. ХХ в.)
Мирский М.Б. Российские ученые--медики в зарубежных университетах (20- 40-е гг. XX в.)
Осовский Е.Г., Кирдяшова Е.В. Педагогическая деятельность и взгляды В.В. Зеньковского (1881- 1962)
Мальцева В.М. Проблема развития личности в трудах В.В. Зеньковского
Дорошенко С.И. Проблема социального бытия в концепциях Н.О. Лосского и В.В. Зеньковского
Осипова Л.Н. Проблема духовности в жизни и творчестве Е.И. Рерих
Сиротина И.Л. Г.П. Федотов о культуре и образовании в России: взгляд из эмиграции
Осовский О.Е., Tyмаевa M.H. Восприятие идей З. Фрейда в Российском Зарубежье
Приложение 1. С.И. Гессен. О понятии и цели нравственного образования Публикация Е.Г. Осовского
Приложение 2 . В.В. Зеньковский. О национальном воспитании. Публикация Е.В. Кирдяшовой
ПРЕДИCЛОВИЕ

Баннер

Тезисы II Всеросcийской научной конференции
Образование и педагогическая мысль в Российском Зарубежье

В ноябре 1994 г. в Саранске, в МГПИ им. М.Е.Евсевьева, совместно с Институтом национальных проблем образования МО РФ была проведена Первая Всероссийская научная конференция "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья", ставившая целью объединение ученых, заинтересованных в изучении истории русской школы и педагогики в условиях эмиграции 20-50-х гг. ХХ в., обобщение и обсуждение накопленных научных материалов, выявление актуальности проблемы для образования русскоязычной молодежи в Новом Зарубежье и решения воспитательно-образовательных проблем современной России. По итогам конференции, помимо тезисов конференции (Саранск, 1994), Институтом национальных проблем образования был издан сборник "Образование и педагогика Российского Зарубежья"(М.,1995). А позднее подготовлен сборник документов "Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20-х годов"(М., 1995).
Активное обсуждение проблем развития школы и педагогики в Российском Зарубежье позволило объединить значительную группу ученых. В МГПИ им.М.Е.Евсевьева создана научная лаборатория, членам которой выделен исследовательский грант РГНФ на 1997-99 гг. Тема вошла в План ведущих научных исследований РАО. Группы, изучающие эту проблему, появились в др.городах. Важная роль в освещении темы принадлежит журналу "Педагогика", открывшему рубрику "Из истории русского зарубежья: образование и культура". Благодаря этому укрепилось сознание того, что образование и педагогика Российского Зарубежья - неотъемлемая часть истории образования, науки и культуры России, требующая внимания и изучения.
Таковы, коротко, относительно отдаленные научные результаты, которые принесла Первая Всероссийская научная конференция. Сегодня, благодаря поддержке РГНФ, созданы условия для плодотворного и содержательного обсуждения результатов исследований научных групп и отдельных ученых за прошедший период, научного диалога по наиболее сложным и спорным вопросам, укрепления содружества ученых для косолидации усилий по их разрешению. Публикуемые тезисы отражают авторские позиции, выражая нередко альтернативность подходов ученых к различным сторонам проблемы и создавая основу для плодотворного диалога.
Оргкомитет выражает глубокую признательность Российскому Гуманитарному Научному Фонду за финансовую поддержку конференции.
Сборник содержит тезисы докладов и сообщений Второй Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20-50-е гг. ХХ в."(Саранск, Мордовский государственный пединститут им.М.Е.Евсевьева, 16-18 октября 1997 года). В приложении дается примерная тематика исследований по данной проблеме. Материалы сборника адресованы интересующимся вопросами развития педагогики, философии образования, культуры и науки в Российском Зарубежье в 20-50-е гг. ХХ в., проблемами образования, воспитания и социализации подростающих поколений российской эмиграции.

НАШИ АВТОРЫ
Осовский Е.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой научных ос- нов образования МГПИ им.М.Е.Евсевьева, член-корр.РАО. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (20-50-е гг.ХХ в.)
Богуславский М.В. ,д.п.н., вед. науч. сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, акад. АТП (Москва). НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАКТОВКЕ МЫСЛИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (1920-50-е гг.)
Александрова Р.И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой фило- софии МГУ им.Н.П.Огарева, акад. АСПН. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Чашина Ж.В.,аспирант МГУ им.Н.П.Огарева. СООТНОШЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ТРУДАХ С.Л.ФРАНКА
С.И.Бреев , к.п.н., проф. (МГУ им.Н.П.Огарева). Н.И.Мешков ,зав.каф. педагогики МГУ им.Н.П.Огарева, д.пси- хол.н., проф. ИСТОКИ ХРИСТИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО
В.А.Сухачева , к.п.н., старший преподаватель кафедры об- щей педагогики МГПИ им.М.Е.Евсевьева. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РУССКИХ ШКОЛАХ ХАРБИНА
П.Н.Осипов , ., д.п.н., вед.науч.сотр. Ин-та среднего спе- циального образования РАО (Казань). Л.Н.Осипова , учитель ДЮШ олимпийского резерва (Казань). ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Е.И.РЕРИХ
Г.Н.Козлова , к.п.н., ст.преп.(Нижегородский ГПУ). ГИМНАЗИЯ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ
В.С.Веркашинская ,ассистент (Нижегородский ГПУ). ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: НАСЛЕДИЕ Н.К. И Е.И.РЕРИХОВ ("ЖИВАЯ ЭТИКА")
Е.А.Курносикова , , к.флсф.н., доц. (МГУ им. Н.П.Огарева). ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ В НАСЛЕДИИ ФИЛОСОФОВ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Л.А.Романова , к.п.н., доц. (Владимирский ГПУ). СООТНОШЕНИУ ВЕРЫ И РАЗУМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО
Л.И.Богомолова , к.п.н., доц. (Владимирский ГПУ). ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
А.Б.Измайлова , к.п.н., доц. (Владимирский ГПУ). ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.А.НИКИФОРОВА-ВОЛГИНА
В.А.Мосолов ,зав.каф. Центр. Ин-та ПК РР и С профобразова- ния Минобразования РФ, к.флсф.н., доц., чл.-корр.БПА (СПб.). , к.флсф.н., доц. (С.-ПбГУ). КРИТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЗЗРЕНИЯХ ФИЛОСОФОВ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
В.М.Мальцева , к.п.н., доц. (Смоленский ГПУ). ПРОБЛЕМА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО
Н.А.Белканов , к.п.н., доцент кафедры педагогики Елецкого пединститута. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВЕТОЛОГИЯ О РУССКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Т.Г.Пискарева , ассистент (Нижегородский ГПУ). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ (1927 г.)
Г.Н.Кораблева , ассистент (МГПИ им.М.Е.Евсевьева) ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В КУРСЕ "ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ" В ПЕДВУЗЕ
Г.А.Трофимова , аспирантка (МГУ им. Н.П.Огарева). ЭТНОЭТИКА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.И. ГЕССЕНА
В.Е.Дерюга , аспирант (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). КРИТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА С.И.ГЕССЕНА
И.А.Зеткина , к.п.н., доц. (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). С.И.ГЕССЕН КАК ИСТОРИК ПЕДАГОГИКИ
А.А.Касьян , проректор Нижегородского пед.университета, д.флсф.н., проф. РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ В КОНТЕКСТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
С.И.Дорошенко ,, к.п.н., доц. (Владимирский ГПУ). ПУТЬ ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ( ДИАЛОГ В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ - Н.О.ЛОССКИЙ)
М.А.Кондратьева ,, зав.каф. педагогики Глазовского ГПИ,к.п.н., доц. РУССКАЯ ГИМНАЗИЯ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ
В.И.Додонов , директор Ин-та теории образования и педагогики РАО, д.ист.н., проф., акад. РАО (Москва). ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
С.В.Грачев , к.п.н., ст. преп. (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). П.Н.МИЛЮКОВ КАК ИСТОРИК ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Г.Осовский , д.п.н., профессор, зав.кафедрой научных ос- нов образования МГПИ им.М.Е.Евсевьева, член-корр.РАО. Т.И.Шукшина , к.п.н., доц. (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ
А.А.Фролов , , д.п.н., проф. (Нижегородский ГПУ). А.С.МАКАРЕНКО В ОЦЕНКЕ РУССКОГО СОВЕТОЛОГА
О.Е.Осовский , зав.каф. истории мировой и национальной (мордовской) культуры МГПИ им.М.Е.Евсевьева, д.фил.н., проф. Н.М.БАХТИН В КУЛЬТУРЕ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Н.И.Воронина ,, зав.каф. культурологии МГУ им.Н.П.Огарева, д.флсф.н., проф., акад.АСПН. МУЗЫКАЛЬНАЯ "МОДЕЛЬ МИРА" СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
М.В.Логинова , к.флсф.н., доц. (МГУ им. Н.П.Огарева). НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРОВЕНИЕ БЫТИЯ В КОНЦЕПЦИИ С.Л.ФРАНКА
И.Л.Сиротина , к.флсф.н., доц. (МГУ им.Н.П.Огарева). Г.П.ФЕДОТОВ О КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ
О.Е.Осовский , зав.каф. истории мировой и национальной (мордовской) культуры МГПИ им.М.Е.Евсевьева, д.фил.н., проф. О.Ю.Осьмухина ,аспирантка (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЛАЗАМИ РУССКОГО ПРОФЕССОРА (БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПЫТ В.В.НАБОКОВА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ)
А.Г.Абрамова , аспирантка (МГУ им. Н.П.Огарева). МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭРОСА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
А.А.Сычев , аспирант ( МГУ им. Н.П.Огарева). ТРАГИЗМ И КОМЕДИЯ РЕВОЛЮЦИИ:РОССИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА И Н.В.ГОГОЛЯ
И.И.Ляпина , к.фил.н, доц. (МГПИ им.М.Е.Евсевьева); А.Ю.Ляпина , студентка (МГУ им.Н.П.Огарева). РУССКИЕ РЕАЛИИ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ( дискурсная стилистика В.Набокова)
М.М.Старикова , учитель школы N 40 г. Саранска. МИР ДЕТСКОЙ ДУШИ В РАССКАЗАХ Н.А. ТЭФФИ
Н.А. Русакова , аспирантка (МГУ им. Н.П.Огарева). ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
В.И.Косик , редактор журнала "Педагогика", д.ист.н., проф.(Москва) ПЕРВАЯ РУССКО-СЕРБСКАЯ ГИМНАЗИЯ В БЕЛГРАДЕ. 1920-1944 гг.
Н.И.Еналеева , ,к.п.н., доц. (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИКЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Л.Ю.Автайкина ,ассистент (МГПИ им.М.Е.Евсевьева) Г.Я.ТРОШИН КАК УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (1874-1938 гг.)
О.И.Бурова , лаборант (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Л.ФРАНКА.
Л.Е.Шапошников ,., проректор Нижегородского пед. университе- та, д.флсф.н., проф. ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.БЕРДЯЕВА
И.В.Клюева , , к.флсф.н., доц. (МГУ им.Н.П.Огарева). НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.Д.ЭРЬЗИ
М.Д.Мартынова , проректор МГУ им.Н.П.Огарева, к.флсф.н., доц. МЕТАФИЗИКА ПОЛА В ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ:В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ И Н.А.БЕРДЯЕВ
О.В.Васильева , РУССКИЕ БАЛЕТНЫЕ СЕЗОНЫ ДЯГИЛЕВА ЗА РУБЕЖОМ
В.П.Киржаева , к.фил.н., доц.(МГУ им.Н.П.Огарева). ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ: ДИСКУССИИ СЕРЕДИНЫ 20-х годов
Кирдяшова Е.В. ,аспирантка (МГПИ им.М.Е.Евсевьева). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ: С.И.ГЕССЕН - В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ
Сайт управляется системой uCoz